Генри Форд сдает позиции?
Мaтeриaлы пo тeмe
Япoнскиe учeныe обещают: через 15 лет появятся подводные города
Американский миллиардер решил создать космический Интернет, доступный во всем мире
Освоение космоса тормозят только бюрократические проволочки
Изобретение конвейера — основного принципа производства массовой автопродукции — произвело революцию в автомобилестроении. Но, похоже, гениальному изобретению Генри Форда приходит конец.
Компания Audi готовит принципиально новую схему сборки автомобилей: производство будет осуществляться в отдельных секциях с использованием специально подготовленных роботов.
Пришествие конвейера было впечатляющим: уже в 1914 году Ford Motor Company с помощью поточного производства удвоила выпуск автомобилей при неизменном количестве рабочих. Позднее оптимизация процесса сборки еще более снизила его стоимость.
С тех пор утекло много воды и бензина, мир автомобилей приобрел вселенские масштабы, но позиции конвейера уже больше 100 лет остаются незыблемыми. Незыблемыми, но не идеальными, как показали десятилетия практики. Уязвимость конвейера содержится в его основополагающем принципе непрерывно движущейся цепи, когда поломка одного звена ведет к полной остановке всего процесса.
XXI век с его повальной компьютеризацией сделал возможным функционирование самоуправляющихся систем, которые чаще всего называют беспилотниками, и им отдаются все новые и новые функции.
Дальше многих других в этом направлении продвинулась германская Audi, принадлежащая концерну Volkswagen. В недавно разработанной системе Smart Factory решено отказаться от использования принципа непрерывно движущейся линии конвейера. Апробация новых технологий пройдет на новеньком, недавно построенном в Мексике заводе, где сегодня собирается известный кроссовер Q5.
Теперь все производство будет построено по модульному принципу, когда каждая из модульных секций будет максимально эффективно приспособлена под особенности конкретной технологической операции.
Перемещение элементов будущего автомобиля осуществляется беспилотными роботами-тележками, названными Audi AGV. Они способны автономно функционировать до 8 часов без подзарядки, оснащены лазерными датчиками и системой распознавания радиометок, что позволяет им объезжать препятствия и произвольно менять маршруты по командам управляющего центра. Разработчики обещают, что скорость сборки возрастет примерно на 30% за счет отсутствия простоев конвейера, которые гарантированно рано или поздно случаются.
Помимо этого новая система позволит облегчить и труд немногочисленных рабочих за счет гибкого ритма работы и большего разнообразия выполняемых операций, не утомляя рутиной. При этом нештатные ситуации по причине человеческого фактора практически исключены: под рукой будут только нужные в данный момент детали, а система датчиков и телекамер строго проследит за правильной последовательностью выполняемых операций.
Окончательную обкатку концепции Smart Factory в Audi планируют завершить к 2020 году, после чего начнется ее поэтапное внедрение на остальных производственных мощностях.
Валерий Мальчев
AUDI