Фильм Стоуна о Путине: что осталось за кадром?

Чeтырexсeрийнoe интeрвью aмeрикaнскoгo рeжиссeрa-oскaрoнoсцa с Влaдимирoм Путиным нa Пeрвoм кaнaлe стало одним из самых громких событий телевизионного лета. Кто-то критикует, кто-то выражает восторг. Мнения разделились…  

Николай Сванидзе, тележурналист:

- Фильм жестко раскритиковали в Америке за очевидную симпатию автора к Путину и отсутствие по-настоящему острых вопросов. Пошли даже разговоры о том, что Стоуна «купил Кремль»…

- Думаю, здесь дело не в купле-продаже, а в убеждениях самого Стоуна. А убеждения его таковы. Первое: Америку не любит. Второе: ему лично очень нравится президент Путин. И третье: Россию он не знает вообще. Отсюда наивные вопросы и умозаключения.

Путину этот фильм, безусловно, понравился. Выглядит умеренным, мудрым человеком. Всегда приятно разговаривать, когда ты нравишься собеседнику.

Владимир Познер, телеведущий:

- Это правда, он не задает острых вопросов. Больше скажу: на мой взгляд, это вообще не интервью ни по жанру, ни по существу. Это документальный фильм по результатам четырех встреч с президентом России.

Будучи несомненно крупным режиссером, Стоун не является интервьюером, это не его профессия. Он не умеет это делать, я даже не знаю, стремился ли он брать именно интервью. Он беседовал с Путиным, задавал вопросы…

- Просто приятная беседа с симпатичным ему человеком?

- Я не знаю, симпатичен ли ему российский президент. Я знаю другое — Стоуну очень не нравится политика собственного государства по отношению к России. И более того, он боится, что в результате этой политики может начаться война.

Очевидно, с помощью такого фильма он принял решение как-то повлиять на американскую общественность, для которой Путин — это исчадие ада. Говорю об этом без преувеличения. Слово «демонизация» соответствует тому, что в последние лет восемь-девять происходит в американских СМИ применительно к Путину.

Стоун считает, что это неправильно, опасно, контрпродуктивно. При этом я не уверен, что Путин ему симпатичен. Он ему интересен, это безусловно. С помощью таких бесед Стоун хочет показать американской публике, кто такой на самом деле Владимир Путин.

Думаю, некоторые американцы, увидев эту беседу, вероятно, могут изменить свое отношение к российскому президенту.

Ну а представить себе, что Оливер Стоун — человек, известный своей независимостью, лауреат премии «Оскар», — стал бы выполнять чьи-либо заказы, в том числе Кремля, я конечно же не могу. Зато понимаю, что противникам Путина этот фильм не понравился. Как у нас, так и в Америке.

Александр Гурнов, телеведущий:

- Интервью слишком мягкое? Не согласен.  Возможно, на фоне молодого поколения американских журналистов с их хамской манерой держаться и выглядит несовременным. Но Стоун пожилой культурный человек.

Что касается вопросов — острые, — не острые, не нам судить. Потому что Стоун снял фильм для американцев, а не для нашего зрителя. Возьмите любой американский фильм про Россию: приходят русские генералы, открывают банку икры и кричат: «Комрад, гуд!» У них культура вообще достаточно наивная…

Слишком комплиментарное? Разве только, когда обсуждали возраст, Стоун сказал: «Я думал, вам 55». Если я пойду брать интервью у американского президента, то как минимум загляну в Википедию посмотреть, сколько ему лет. А в остальном интервью вполне удачное. Разве что, может быть, затянуто. Я бы оставил из всего материала минут 30 — было бы более динамичное и живое. Остальное для меня достаточно скучно. Но я — не американский зритель.

- Что скажете тем, кто считает, что этот фильм — «проект Кремля»?

- Если так и есть, то проект великолепный. Чтобы один из ведущих мировых кинематографистов при жизни сделал про тебя документальный фильм — это дорогого стоит!

Виталий Манский, режиссер:

- Трудно ждать от Стоуна работы иной, нежели та, которую мы увидели. Он давно и четко сформулировал свою авторскую и, если хотите, гражданскую позицию, делая картины об Уго Чавесе, Фиделе Кастро. И это интервью предсказуемо, ожидаемо.

Он любит Путина, любит Кастро и всех остальных лидеров, к которым вообще-то много вопросов по теме демократии, свобод и прав человека. Но вышло, что именно эти люди оказались в списке любимцев Оливера Стоуна, что ж, имеет на это право.

Это, безусловно, кремлевский проект. И не важно, заплатили Стоуну или нет. Но то, что Кремль вступил в «брак по расчету» с американским режиссером, — более чем очевидно. Причем вступил заранее. По «брачному контракту» было заранее ясно, что Стоун сделает продукт, который будет более чем устраивать российскую сторону.

Игорь Лопатенок, режиссер, друг Оливера Стоуна:

- Для российского зрителя в этом интервью, возможно, ничего нового нет, все сказанное давно известно. А вот для американцев само по себе интервью с российским лидером — это реальный шок.

Могу сказать, что российских денег в картинах, которые делает Оливер Стоун, нет ни цента. Нет «заказа Кремля» — статус г-на Стоуна таков, что снимает исключительно на темы, которые интересны ему самому. И он знает, за какие идеалы борется. Мы не раз говорили об этом, наши идеалы совпадают…

Знаете, я уже почти 10 лет живу в Америке. Может быть, любить родину легче издалека, но я вижу кардинальные изменения жизни в России, поступательное движение. «Россия — великая страна с великой культурой и с великим будущим», — говорит Оливер Стоун, и он искренне восторгается Россией.

Виктория Катаева.

Фото Г. Усоева,

REX/FOTODOM.RU,

FOTODOM.RU,

1TV.RU