Евгений Ткачук: «Меня не узнают, и это здорово!»

Сeриaл «Тиxий Дoн» в прoшлoм гoду был признaн лучшим. И стрaннo, чтo eму нe дoстaлся «Зoлoтoй орел» за главную мужскую роль. Ведь сколько было сомнений: мол, какой же это Гришка? А выяснилось — тот самый!

А до Гришки был Мишка — тот, который Япончик; другие яркие роли. Складываем все вместе — получаем: сегодня Евгений Ткачук едва ли не самый интересный молодой актер страны.

- Женя, в роли Мишки Япончика вы, конечно, были очень органичны. Правда, что изначально вам предназначалась совсем другая роль?

- Ну да. Мне дали сценарий, сказали: вот интересный материал по Бабелю, почитай. Я читаю, мне нравится главный персонаж — этот одесский Робин Гуд, умеющий заразительно жить, способный из любой ситуации найти красивый выход.

Завожусь, уже примеряю на себя главную роль. Вызывают на пробы на роль Изи Майорчика. Я в растерянности, какой еще Майорчик? Стало уже не так интересно, но спорить не решался. И вот утвердили меня на роль Изи, а Мишку Япончика все никак не могут найти.

Претенденты идут косяком, меня то и дело просят подыграть в сценах с ними. Я… не то чтобы специально проваливал их пробы, но играл своего Майорчика в полную силу, и раз за разом как-то само собой получалось, что ни один из претендентов на роль Мишки Япончика не тянул.

Вмешался Константин Эрнст как продюсер. Сказал: пробуйте Ткачука. В общем, сделали мне разовую окраску волос, я категорически ответственно подошел к пробам. И в итоге меня утвердили!

- Какое впечатление на вас произвела Одесса, где проходили съемки?

- Той Одессы, к которой мы все привыкли, осталось очень мало. Портовый привкус немножечко стерся. Не знаю уж почему… Хотя нет, знаю. Один местный житель мне сказал, что настоящие одесситы либо на кладбище, либо в США и Израиле. Грубо, конечно, но в чем-то он прав.

«В ВЕШЕНСКОЙ НАДО МНОЙ СМЕЯЛИСЬ»

- А во время съемок «Тихого Дона» что больше всего запомнилось?

- Честно скажу, в станице Вешенской люди поначалу надо мной смеялись. Даже во время съемок говорили: ну какой же он Мелехов? Вероятно, видя мою беспомощность и даже неуклюжесть, когда работал с конем. Причитали: «Господи, это ж недоразумение какое-то, а не Гришка…»

Не скрою, морально мне было тяжело. Но это, как ни странно, работало и во благо. Хотелось сыграть так, чтобы переубедить всех, заставить поверить, что я и есть Мелехов. Для меня важно было, чтобы получился персонаж, была тонкая поэтика образа, что ли…

На съемках я был погружен в себя. У нас там случился трехмесячный перерыв в работе. И вот сейчас я думаю: если бы сняли все за один раз, роль вряд ли бы получилась. А так материал постепенно «прорастал» во мне. Я уговорил Сергея Урсуляка переснять несколько сцен, и он пошел на это, за что ему безмерно благодарен. Обычно режиссеры на такое не идут.

- А как вообще Урсуляк утвердил вас на роль Григория? Ведь выбор действительно далеко не очевидный.

- Вот не знаю даже, как так вышло. Я пришел к режиссеру на первую встречу, он сразу поинтересовался, читал ли я «Тихий Дон». Я честно ответил, что на это времени у меня не было ни в школе, ни после. Он меня прогнал. Сказал, чтобы я не приходил, пока не прочитаю. Я ушел, долго читал, устал даже.

Когда осилил роман, пришел к Урсуляку и сказал, что готов играть в этом фильме. Но только не Григория Мелехова — очень сложная роль, не справлюсь. На что получил ответ, не терпящий возражений: «Будешь пробоваться на Мелехова, дальше мне решать. Иди, меряй нос, а там посмотрим».

Ну и началось. Эти примерки носа. И смех и грех… Были репетиции, что само по себе удивительно: такой опыт работы в кино давно забыт. Постепенно познакомился с актерским коллективом, почувствовал доверие со стороны коллег. Хотя поначалу далеко не все видели во мне Мелехова.

«МЕНЯ СПРАШИВАЮТ: А КОГО ТЫ В «ЯПОНЧИКЕ» ИГРАЛ?»

- Откуда же такой пробивной характер? Из глубинки, из Сызрани?

- Не совсем. Я ведь приехал в Сызрань из Ашхабада. Там нашей семье было очень тяжело выживать, но я помню в основном хорошее. В первый раз вышел на сцену в шесть лет, это было в Русском драмтеатре Ашхабада, — сыграл деревенского парнишку в спектакле «Чонкин».

Позже, когда отца пригласили в Сызранский драмтеатр, я, 10-летний пацан, попросил главного режиссера подыскать роль и для меня. Выходил на сцену сначала в небольших, а потом и в главных ролях.

Помню, когда учился в 10-м классе, ко мне подошла школьный завуч и сказала, что хочет пригласить кого-то из театра, чтобы вести школьный драмкружок. Тогда я чуть дар речи от возмущения не потерял, дерзко так спросил: «А я-то чем плох?» Но, откровенно говоря, я ее понимаю. Потому что совсем в то время не учился — спасибо учителям, что отпускали с уроков. Чувствовали, наверное, что я нашел свое призвание.

- Мишка Япончик — ваша первая большая роль в кино?

- Нет, до этого был фильм «Чужая». Кстати, именно по этой картине меня узнают, по Мишке — нет. Вчера было смешно: ехал из Питера на «Сапсане». Сосед спрашивает: «А где вы работали?» Говорю: «Ну снимался в «Мишке Япончике». «А кого вы там играли?» — удивился, не узнал. Затем говорит: «Я иногда российские сериалы смотрю, «Тихий Дон» понравился». Говорю: «И в «Тихом Доне» я играл». Он опять: «Да ладно!»

В общем, по таким значимым ролям меня редко узнают. Но меня это радует: значит, хорошо сыграл. Это я так шучу, не выпендриваюсь. И в «Тихом Доне», и в «Мишке Япончике» гримеры надо мной хорошо поработали, поэтому с узнаваемостью после этих сериалов лучше не стало. Но это и хорошо. Мой покойный отец, царствие ему небесное, учил меня, что известность хороша, но в какой-то момент она может стать тормозом для развития. Зрители предпочитают видеть артиста в привычном облике, в полюбившемся амплуа…

«ПОКЛОННИЦ Я РАСПУГАЛ»

- Женя, а что же будет дальше? Как видите свою дальнейшую творческую судьбу?

- При наличии серьезных предложений буду и дальше сниматься в кино. А годам к пятидесяти сам начну снимать фильмы. Сейчас же я увлечен созданием конно-драматического театра. Стал вынашивать эту идею 13 лет назад, когда поставил 45-минутный спектакль, в котором энергия человека, соединившись с энергией лошади, перетекала к зрителю.

Кстати, со своего гонорара за Мишку Япончика я купил трех коней. Уже ставил с ними спектакли, брал на съемки «Тихого Дона». С мертвой точки сдвинулось дело и со строительством театра. Нашлось удачное место под Санкт-Петербургом с огромным полем. В общем-то, там я живу с женой и дочерью, а в Москве редко бываю, только когда здесь снимаюсь.

- А как изменилась ваша жизнь с тех пор, как женились?

- Я в этом смысле пытаюсь что-то скрывать. Но вообще, мне очень важно быть нужным. И жене, и дочке. И старшей дочери, которой восемь лет и с которой я из-за ее мамы практически не общаюсь. Но об этом не хочу говорить…

- А отношение поклонниц к вам, после того как перестали быть завидным женихом, сильно изменилось?

- Это случилось не после свадьбы, а еще раньше. Я их, если можно так сказать, отбил благодаря своей роли в фильме «Бесы». Мой герой отвратительный, противный человек, из-за этого, мне кажется, даже кино смотреть противно. Но мне не хочется работать только в рамках героя-любовника, на половой энергии. Застревать в этом амплуа бессмысленно. К тому же таких героев и без меня хватает…

Андрей Князев.

FOTODOM.RU