«Энергичные» коррупционеры | Собеседник.ру
1 дeкaбря в свoeм eжeгoднoм Пoслaнии Фeдeрaльнoму сoбрaнию Влaдимир Путин oсoбo oтмeтил вaжнoсть борьбы с коррупцией, призвав не обращать внимания на высокие связи и былые заслуги виновных. Такая озабоченность этой проблемой понятна: от мелких отделений различных ведомств коррупция добралась уже до федеральных министерств.
Об одном из таких случаев рассказал известный журналист Олег Лурье, на днях посвятивший целое расследование некоему Максиму Русакову – сотруднику некоммерческого партнерства, до недавних пор мало кому известного за пределами энергетической отрасли. Показательно, что вскоре пост Лурье в «Живом журнале» оказался заблокирован в результате хакерской атаки.
«Совет» да любовь к деньгам
Официальная должность Максима Русакова – член правления и начальник Управления развития конкурентного ценообразования НП «Совет рынка». Именно эта организация выдает соответствующие сертификаты энергокомпаниям, ведет их реестр, осуществляет контроль за соблюдением правил и регламентов оптового энергетического рынка. Вобщем, выступает в этой сфере в роли такого независимого арбитра. Точнее, должна выступать. Как оказалось, независимость в наше время легко продается. Во всяком случае, некоторым чиновниками и бизнесменами
В распоряжении Олега Лурье оказалась электронная переписка Русакова с его бывшим шефом Дмитрием Пономаревым, который 11 лет возглавлял тот самый «Совет рынка», а в 2013 году перешел в индустриальную группу En+, заняв там пост директора по работе с органами власти и общественными организациями.
Так вот, в июле 2013 года Дмитрий Пономарев, судя по распечаткам электронных писем, обратился к Русакову с предложением помочь компании «Русал». В частности, попросил своего экс-подчиненного так посодействовать изменению договоров поставок электроэнергии (и вообще отменить некоторые действующие требования), чтобы было максимально комфортно тому же «Русалу» и En+. Еще одним результатом такого сотрудничества должно было стать принятие пакета документов, позволяющих «Русалу» арендовать и эксплуатировать оборудование Братской ГЭС.
В своих письмах Пономарев открыто просил Русакова прислать «свои пожелания по базовой и премиальной частям оплаты труда, я попробую их предварительно проговорить». «Для выполнения этих задач, сколько нам потребуется человек — дай, пож, предложения, включая распределение компетенции и бюджет», — писал он.
Конечно, в письмах обсуждалось далеко не все, но в результате действий Русакова и связанных с ним должностных лиц «Русал» получил дополнительную прибыль в 4 млрд рублей. Которых не досчитались остальные участники рынка.
Трудно представить, чтобы подобными возможностями обладал один, даже высокопоставленный чиновник учреждения-регулятора. Тут постаралась целая команда.
О том, что речь действительно идет о целой организации, говорит и хакерская атака, предпринятая на «Живой журнал» Олега Лурье сразу после того, как он выложил в свободный доступ скриншоты переписки между Русаковым и Пономаревым. Киберпреступники заблокировали доступ к этому посту, рассказал в радиоэфире журналист.
– Сегодня попытались взломать мои страницы в соцсетях. Часть материала восстановлена, часть восстанавливается. Не любят мою страничку в ЖЖ, усиленно ломают – не нравится! Один материал бах – исчез, – сообщил Лурье в ходе радиопередачи «Полный контакт» станции «Вести FM».
Круг «друзей Русакова»
СМИ уже написали, что Русаков, судя по всему, был лишь организатором целой группы чиновников, чьи совместные усилия направлялись на лоббирование. В числе участников этой группы называют, например, заместителя директора департамента государственного регулирования тарифов Минэкономразвития Евгения Ольховича и замглавы департамента развития электроэнергетики Минэнерго Егора Гринкевича.
Не исключено, что привлечь на свою сторону последнего Русакову удалось через семейные связи – осенью этого года в ходе следственных действий, проводимых сотрудниками ФСБ, выяснилось, что жена Егора Гринкевича Оксана числилась сотрудником НП «Совет рынка», но ее деятельность там носила чисто фиктивный характер. Зато, благодаря этой фикции, Оксана Гринкевич получила около 12 млн. рублей.
В созданной лоббистской группе Егору Гринкевичу отводилась роль проводника нужных инициатив через Минэнерго. Есть основания предполагать что именно он участвовал в согласовании стоимости консалтинговых услуг компании «Меркадос-энерджи Маркетс Интернешнл, С.А.».
Кроме него, в число «друзей Русакова» входили замминистра энергетики Вячеслав Кравченко, основатель компаний «РусИнтерХолдинг» и «ПроБизнесКонсалтинг» Дмитрий Задворочнов и гендиректор фирмы «КЭЭС» Александр Могилевич. Через жену Могилевича, Русаков был связан с ПАО «РусГидро», где Ольга Могилевич работает заместителем директора департамента по экономике и инвестициям.
В своей негласной деятельности Максим Русаков и Ко навязывали свои консалтинговые услуги тем энергокомпаниям, на которые теоретически могли оказать давление со стороны регулятора. Консультантом обычно выступал «ПроБизнесКонсалтинг» Дмитрия Задворочнова. но известно, что до половины поступающих на ее счета средств затем уходили в ООО «МеРКон», соучредителем которого стала жена Русакова Елена.
Квартиры в элитных домах
По данным источников, штаб-квартирой группы лоббистов, где ее члены собирались для обсуждения планов и координации действий, считалась квартира Гринкевича. Но они могли собираться и в квартирах самого Русакова, которых только в Москве Олег Лурье насчитал три штуки, и все – в элитных домах. Общая стоимость недвижимости, принадлежащей Максиму Русакову, оценивается примерно в четверть миллиарда рублей.
Есть мнение, что Максим Русаков имел все шансы использовать получаемую им инсайдерскую информацию для игры на бирже – ведь даже перечисленный здесь неполный круг его знакомств дает широкий простор для своевременной продажи или покупки акций с хорошо прогнозируемым результатом.
Еще одним из источников инсайдерской информации Русакову мог служить другой его хороший знакомый – Александр Виханский. Во всяком случае, должность замдиректора юридического департамента Минэнерго России давала Виханскому весьма широкую осведомленность во внутренней кухне энергетической отрасли. При этом Максим Русаков и Александр Виханский до сих пор вполне открыто могут встречаться на заседаниях комитета по стратегии Совета директоров ПАО «ФСК ЕЭС», в котором они оба заседают. Кстати, одной из функций этого совета является как раз контроль над реализацией инвестиционных проектов развития электрических сетей.
«В особо крупном размере»
По всей видимости, не обошлось без Русакова и его друзей в деле ОАО «Оборонэнергосбыт», топ-менеджеров которого Следственный комитет заподозрил в мошенничестве .
Как выяснили правоохранители, в 2011-2013 годах руководство ОАО «Оборонэнергосбыт» «неоднократно неправомерно завышало стоимость поставляемой электроэнергии» структурам Минобороны. Мало того, в рамках этих контрактов с Минобороны, руководители «Оборонэнергосбыт» совершили «хищение в особо крупном размере», используя фиктивные соглашения с субподрядчиками о якобы выполненных работах по обслуживанию электросетей.
Участники расследования уверены: похищенные средства выводились на счета фирм-однодневок, с которых потом обналичивались и присваивались участниками хищений. Общий ущерб Минобороны от действий бывших руководителей «Оборонэнергосбыта», по подсчетам Главной военной прокуратуры, составил 448 млн рублей. Дело, возбужденное в отношении экс-гендиректора «Оборонэнергосбыта» Александра Змихновского, заставило того спешно покинуть страну и укрыться в Турции, а суд – вынести решение о его заочном аресте
Примечательно, что как раз в 2011 году одним из подрядчиков «Оборонэнергосбыта» была компания «РусИнтерХолдинг», генеральным директором которой числился Дмитрий Задворочнов. Как следует из информации, опубликованной на официальном сайте «РусИнтерХолдинга», по заказу «Оборонэнергосбыта» компания оптимизировала энергоснабжение оборонно-промышленного комплекса.
Когда коррупционная составляющая выявляется в работе губернаторов и министров, те сегодня немедленно лишаются своих постов — это логично. Так почему тогда чиновники среднего уровня при совершении подобных действий пользуются странным «иммунитетом»? Если благодаря служебным полномочиям они устраивают себе вольготную жизнь за государственный счет, то и отвечать за лоббизм и коррупцию должны все-таки на общих условиях.