Елизавета Глинка: Русская мать Тереза
Пeрeд смeртью всe рaвны. Нa бoрту Ту-154, рaзбившeгoся в Сoчи, были вoeнный aнсaмбль имeни A.В. Александрова, корреспонденты трех каналов ТВ, пилоты…
В списке погибших оказалась Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза. А это плач навзрыд, ножом по сердцу. Ушла женщина, которую знали, как русскую мать Терезу.
СТРАШНОЕ ПРОРОЧЕСТВО
В декабре этого года Елизавете Глинке вручали Госпремию. Приняв награду от Владимира Путина, она вышла к трибуне:
«Мы, правозащитники, вне политики. Как и те люди, кого мы защищаем. Мы на стороне мира, диалога и сотрудничества со всеми людьми. Я не могу не сказать об убитых моих коллегах — врачах в Сирии, о погибших медиках Донецка, о сотнях детей, убитых во время обстрела Донбасса. И о тысячах детей, похороненных в Сирии. Светлая им память. Завтра я лечу в Донецк, оттуда — в Сирию. Так же, как и десятки других добровольцев, которые занимаются гуманитарной деятельностью. Мы никогда не уверены в том, что вернемся назад живыми. Потому что война — это ад на Земле. И я знаю, о чем говорю. Но мы уверены в том, что добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия…»
А в начале декабря Антон Красовский, известный журналист и близкий друг Доктора Лизы, написал в «Фейсбуке»:
«Дорогого боевого товарища поздравляю с Государственной премией. Она тебя наконец заслужила. Люблю. В Сирию не езжай!»
Страшное пророчество. Читаешь это, и мурашки по коже.
ДВА ПРИЕМНЫХ БРАТА
Елизавета Петровна родилась 20 февраля 1962 года в Москве в семье военного и врача-диетолога, кулинара и известной телеведущей Галины Ивановны Поскребышевой.
«Наверное, у меня было очень хорошее детство, потому что этот период я сейчас вспоминаю как сплошной праздник, — рассказывала потом Глинка. — Когда мне было 14 лет, то у моего дяди, брата моей мамы, умерла жена. Моя мама забрала их двоих детей к нам. Я помню, как изменилась наша жизнь. Мы жили в двухкомнатной хрущевской квартире. Всегда были вдвоем с братом — и вдруг нас стало четверо. Мама просто купила две новые кровати, и так мы стали жить вчетвером. Сейчас я понимаю, как тяжело было нашей маме, а тогда считала, что тяжело нам. Мне не хотелось, чтобы они жили в моей комнате. Нас было двое, и у нас была своя семья. Этот момент я, конечно, запомнила — это было тяжело».
ТРЕТИЙ СЫН
В 1986 году Елизавета окончила Второй медицинский институт имени Пирогова по специальности «детский реаниматолог-анестезиолог». И тогда же эмигрировала в США с мужем, американским адвокатом русского происхождения Глебом Глинкой. «В захолустный Вермонт», — как пошутил ее муж.
В 1991 году Лиза получила второе медицинское образование по специальности «паллиативная медицина» в Дартмутской медицинской школе — это оказание помощи неизлечимо больным пациентам. Стала гражданкой США. Живя в Америке, познакомилась с работой хосписов и посвятила этому пять лет.
Уже появилась семья, двое сыновей. Константин (сейчас — 28 лет) и Алексей (22 года) родились в Америке, где живут до сих пор. А потом появился и третий сын, приемный Илюша, когда Лиза вернулась в Россию.
В 1995 году новорожденного мальчика еще с пуповиной нашли в картонной коробке у проходной Ульяновского авиационного училища и забрали в дом ребенка. Там его усыновила женщина, которая через четыре года заболела раком и стала пациенткой Елизаветы Глинки.
«Они очень нуждались, мотались по приютам, по монастырям, в итоге получили крошечную однокомнатную квартиру в Саратове, — вспоминала Доктор Лиза. — В какой-то момент Илья стал мне звонить: «С мамой что-то не то, она плохо разговаривает».
Похоронили, смотрю, сидит такой мальчик и говорит: «В детдом не пойду». В общем, поехали в опеку, написали заявление, так он у меня появился.
И знаете, такая ирония судьбы… У меня Илюша — метис, его отец был темнокожим. И вот я думала, что своим детям сказать. Уехала в Россию, еще и ребенка привела. Сказала. Старший так: «Нормально, а что?» А младший, он более эмоциональный: «Да ты что! У меня теперь правда есть черный брат? Как в Гарлеме? Круть какая, здорово!»
…В августе 2014 года в семье Ильи родилась дочка. Живут в Саратове. Третий сын учился в одном из местных техникумов на повара.
ДОКТОР ЛИЗА
Когда ее стали называть Доктором Лизой? Видимо, когда в соцсетях, в «Живом журнале», появился ее интернет-дневник с ником doctor_liza. Когда там звучал призыв о помощи, что нужно собрать деньги еще одному тяжелобольному, отзывались тысячи человек.
Елизавета Глинка участвовала в работе Первого московского хосписа, затем вместе с мужем на два года переехала на Украину. В 1999-м основала первый хоспис при онкологической больнице Киева. Стала членом правления Фонда помощи хосписам «Вера».
«К ней приходят умирать, а она помогает людям жить», — говорили об этой сильной женщине.
В 2007 году в Москве она основала благотворительный фонд «Справедливая помощь», который оказывает материальную поддержку и предоставляет врачебную помощь умирающим онкологическим больным, малообеспеченным больным неонкологического профиля, бездомным.
Каждую неделю волонтеры выезжают на Павелецкий вокзал, раздают еду и лекарства бездомным, оказывают бесплатную юридическую и медицинскую помощь. В среднем около 200 человек в год направлялось фондом в больницы Москвы и Московской области.
В 2010-м Елизавета Глинка осуществляла сбор материальной помощи в пользу пострадавших от лесных пожаров. Два года спустя ее фондом был организован сбор вещей для пострадавших от наводнения в Крымске. В ходе акции в помощь жертвам наводнения было собрано более 16 миллионов рублей.
ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ
С самого начала, когда на востоке Украины вспыхнул вооруженный конфликт, Доктор Лиза оказывала помощь людям, проживающим на территориях ДНР и ЛНР. В октябре 2014-го она обвинила Международный комитет Красного Креста в отказе предоставить гарантии на груз лекарств под предлогом «нам не нравится политика вашего президента».
В радикальных кругах Украины Доктор Лиза попала в черный список. Вот откуда столько вакханалии в интернете вокруг ее имени после гибели Ту-154. Вот откуда призыв «не писать друг другу напрасные, злые слова».
Когда началась война в Сирии, конечно, Глинка оказалась там. Для нее не было границ. Нужно быть там, где требуется ее помощь. Много раз Доктор Лиза летала туда с гуманитарными миссиями — занималась доставкой и распределением лекарств, организацией оказания медицинской помощи гражданскому населению. В своем последнем рейсе русская мать Тереза сопровождала в Сирию партию лекарств для университетского госпиталя Тишрин в Латакии.
Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов рассказывал: «Мы с Елизаветой Глинкой запланировали, что полетим вместе. Но, к сожалению, разрешили лететь только ей. Она сопровождала медикаменты, которые закупила в Москве. Елизавета Петровна смогла организовать это все на средства своего замечательного фонда «Справедливая помощь». Потом мне все время звонила: «Так когда мы летим?» Мне через Минобороны отвечали: «Мы скажем, дадим сигнал, отмашку». И вот дали сигнал только на прошлой неделе…»
Доктор Лиза — из тех неравнодушных граждан, которые не просиживают днем в офисе, а вечером — у телевизора или в соцсетях, когда где-то на планете умирают люди. Люди, которые теряют надежду и остаются без помощи.
Елизавета Глинка организовала целое движение. В подвал здания, где располагался ее фонд, приходили такие же неравнодушные, кто нес вещи и лекарства для бездомных и больных.
Доктор Лиза не боялась тех, кому помогает, — часто больных, грубых, плохо пахнущих. У нее никогда не было брезгливости. Только участие. Она знала, что в беде может оказаться любой. Хотя реакция общества была разной, а однажды скорую машину ее фонда облили грязью и краской за то, что «они поощряют бомжей».
Сидеть в теплом офисе или ехать туда, где стреляют, где умирают люди. Тут для Доктора Лизы никогда не было выбора. Она просто делала свое дело и вывозила детей из горячих точек. Святая женщина, которая вошла в историю.
Вечная память.
Материал подготовил Степан Строев
ТАСС/В. Шарифулин, М. Метцель