«Ельцин говорил: погуляют и вернутся». Как распускали СССР
Ивaн Рыбкин рaсскaзaл в интeрвью Sobesednik.ru o дeтaляx Бeлoвeжскиx сoглaшeний, пoдписaнныx чeтвeрть вeкa назад.
25 лет назад, 8 декабря 1991 года, Ельцин, Кравчук и Шушкевич подписали знаменитые Беловежские соглашения. Лидеры России, Украины и Белоруссии фактически поставили точку в истории существования Советского Союза. Иван Рыбкин на момент принятия данного решения был зав. отделом ЦК компартии РСФСР.
Прибалтика возроптала первой
– Очень хорошо помню свой разговор с Борисом Николаевичем Ельциным, от которого и исходила идея подписания этого документа в Беловежской Пуще, – вспоминает Рыбкин. – Я ему говорил: «Беловежские соглашения – это беда, мы теряем гигантское экономическое пространство. Европа ищет варианты объединиться – а мы, наоборот, разбегаемся. Надо искать другие варианты, идти на компромисс – любым путем!» На что Ельцин, тогда он уже был избранным президентом России (президентом СССР оставался Горбачев), ответил уверенно: «Погуляют и вернутся – куда денутся без России?!»
Иван Рыбкин
Фото: Стоп-кадр YouTube
– Всегда есть главная причина, запускающая в конечном счете механизм разрушения – что стало «спусковым крючком» на этот раз?
– Разговаривали на эту тему с Альгирдасом Бразаускасом – он был первым секретарем ЦК компартии Литвы, а затем стал президентом. Уже после распада СССР мы с ним вместе бывали в Совете Европы в статусе спецгостей. Много говорили в том числе о падении Союза. Он заметил, что, если бы Литву отпустили на хозрасчет, они бы не отделились. Давайте вспомним: все деньги из республик забирал центр. Москва. И уже по своему усмотрению правительство распределяло их на места. Многие видели в этом вопиющую несправедливость. Представьте: вы отдаете все свои заработанные деньги «дяде», он потом присылает вам обратно какую-то часть. А на что идет остальное? Прибалтика открыто возроптала первой.
– То есть главной причиной стали деньги?
– Да. Поэтому Ельцин, получив все полномочия, распорядился брать даже с регионов лишь половину дохода, а затем еще меньше.
Возвращаясь к Прибалтике – на фоне остального СССР Латвия, Литва и Эстония были вообще другой вселенной. После войны они сделали ставку на промышленность и сельское хозяйство. Построили три мощнейших порта, фабрики по производству молока. Все автоматизировано, поставлено новейшее оборудование шведских компаний. Чистота, культура. Они чувствовали свое экономическое и культурное преимущество, ведь у других дела шли хуже. В силу разных обстоятельств. Белоруссия и Украина, например, были фактически полностью разрушены войной, причем каток войны прокатился по ним дважды – туда и обратно, им требовалось гораздо больше времени восстановить силы.
Ельцин, прежде лояльный к странам соцлагеря и сочувствующим, сорвался перед представителями Никарагуа: «Да сколько же можно вам давать, сами-то думаете работать?!»
Фото: Стоп-кадр YouTube
Кто кого кормил?
– В конце 80-х возник лозунг: «Хватит кормить республики!»
– Первопричиной стала провалившаяся перестройка. Горбачев обещал провести реформы в кратчайшие сроки, но быстро только в сказке бывает. В 86-м внезапно обвалились цены на нефть (об этом мало кто говорит, но ведь мы и тогда вовсю торговали черным золотом). Да еще его прекрасная идея борьбы с алкоголизмом обернулась катастрофой, по принципу «хотели, как лучше, получилось, как всегда»: бюджет потерял гигантские суммы. Экономика обвалилась с треском. Дальнейшее стало следствием.
Помню съезд народных депутатов РСФСР. Съехались представители крупных городов. Александр Александрович Хомяков, тогда председатель Госплана РСФСР, в разговоре со мной вдруг сдвинул брови: «Грузия производит два процента валового продукта. А потребляет пять. Живет в два с лишним раза лучше, чем работает – а почему, с какой стати?» Пока была сытая жизнь, никого не волновало, кто кого кормит. Когда стало не хватать, принялись искать виноватых.
Даже Ельцин, прежде лояльный к странам соцлагеря и сочувствующим, сорвался перед представителями Никарагуа: «Да сколько же можно вам давать, сами-то думаете работать?!» Если вдуматься: сколько стран нам задолжали – и без шансов на возврат! Не так давно Путин был вынужден списать Кубе 30 миллиардов долларов долга! Эти деньги не помешали бы нам самим – и сейчас, и тогда, в начале 90-х. Уверен: при более грамотном распределении этих денег распада СССР не случилось бы. Но – произошло. Всем казалось: если мы сейчас освободимся от «балласта» в виде остальных республик, то, как ракета, отбросив ступени, взмоем ввысь в экономике, производстве. А не взмыли.
За и против
Леонид Кравчук: Могла быть гражданская война
Леонид Кравчук
Фото: Global Look Press
– Сейчас, спустя четверть века, можно что угодно говорить и сожалеть: ах, все могло быть иначе, – говорит Леонид Кравчук. – Но тогда… Все плохо, системный кризис – люди были настолько обозлены! Ссорились на Кавказе, на Украине, в России вспыхивали демонстрации и митинги, в том числе с применением оружия. Как огромная коммунальная квартира, где все друг друга вдруг возненавидели и в любой момент может случиться поножовщина. А тут грозило вылиться в гражданскую войну на территории всей страны! Тогда я так считал, настаиваю и сейчас: единственным выходом было «разъехаться». Беловежское соглашение не прекратило СССР, а лишь констатировало его распад.
Иван Рыбкин: Власть упускать не захотели
– В 93-м году я ездил в Одессу, – вспоминает Иван Рыбкин. – Встречался с людьми – все и всюду сожалели о распаде Союза. Приехал в Киев и сказал Кравчуку: «Может, возродим Союз в виде Киевской Руси со столицей в Киеве?» Он шутки не понял, насупился. Продолжаю: «Войдут Украина, Беларусь, Россия. Наверное, Казахстан присоединится – там 50 или 60 процентов русских и украинцев». Он поморщился. Видимо, прикидывал, с кем в таком случае придется делиться властью. Руководители республик почему еще жаждали отделения – приосанились, став президентами, со всеми полагающимися по статусу привилегиями: машины, дворцы, самолеты… Человеку, получившему большую власть, совсем не хочется со всем этим расставаться. С Шушкевичем я встречался на вечере памяти Бориса Ельцина. Перекинулись несколькими словами. Он остался в самом меньшем выигрыше. Живет в Минске в небольшой квартире, получает пенсию – совсем крошечную. Но, сказал, ни о чем не жалеет.
Только факты
В марте 1991 года на референдуме 76,4% граждан СССР проголосовали за сохранение Союза. 6 республик (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения) в голосовании не участвовали. А за неделю до подписания Беловежских соглашений, 1 декабря 1991 года, на Украине прошел свой референдум, на котором 90% украинцев поддержали Акт провозглашения независимости Украины.