«Двойной диплом»: не миф, а реальность!

Ктo из нaс нe любит услуги «двa в oднoм»? Oсoбeннo, eсли услугa чeстнaя. A вeдь дaжe диплoм o высшем образовании можно сегодня получить именно по такому принципу.

В наше непростое время, в условиях глобализации и интернационализации, Россия активно старается соответствовать вызовам конкурентной борьбы. И один из главных вызовов – необходимость подтягивать до лучших мировых образцов уровень образования наших студентов, умение применять инновационные способы и методы для повышения качества образования и уровня его востребованности.

И в этом направлении уже работает немало серьезных государственных учреждений. Например, в Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ не первый год успешно действует программа «двойного диплома». Что это такое?

Конечно, речь не идет о «механическом удвоении» учебного времени и нагрузки до, например, десятилетия. Точно так же умещать десяток полных учебных лет в 4–5 лет никто не станет. По сокращенной – с умом! — программе для получения двойной степени дополнительно к основному образовательному плацдарму бывает достаточно отучиться в другом вузе лишь один семестр, чаще – один год, но в рамках учебного времени, отведенного на получение одного диплома.

Например, чтобы получить два диплома бакалавра – своего родного домашнего вуза и зарубежного университета партнера, необходимо учиться всего 4 года, а два диплома магистра – всего 2 года.

Много здесь можно рассуждать, но, пожалуй, лучше всего об особенностях получения такого диплома и его преимуществах «Миру Новостей» рассказала Директор русско-французского центра ИГСУ РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Елена Пономаренко.

- Елена Васильевна, интернационализация образования, науки, экономики на сегодня свершившийся факт. Насколько оказались важны российскому студенчеству те же программы двойного дипломирования, сетевых университетов, совместных с Европой научно-исследовательских проектов? Поможет ли все это в итоге формированию новой модели национального университета?

- Несомненно. Если же говорить о подробностях, то отмечу: речь идет о разнообразных образовательных формах — студенческой и академической мобильности (университетских обменах в рамках семестра, двух семестров или меньше), об участии в сетевых формах обучения, широком использовании цифровых технологий в образовании, а также о совместных образовательных программах, в том числе – самых сложных из них – программах двойного диплома.

Наши российские университеты вошли в систему Болонского процесса. Студент, выезжающий даже на короткий срок за рубеж, имеет возможность обучения и получения по его итогам необходимого количества учебных кредитов, так называемых учетных единиц, по которым им перезачтут дисциплины в домашнем университете.

- У вас 4 года — бакалавриат и два года — магистратура?

- Да, и в любом случае наши студенты имеют возможность получить не только один государственный диплом российского образца (или негосударственный диплом) своего родного домашнего университета, но и диплом зарубежного университета-партнера.

Отмечу, что у нас хороший опыт работы с французскими университетами. Всего же в российской базе данных Ресурсного центра нашей Академии зафиксировано 812 университетов из которых 212 осуществляют различные совместные программы с французскими университетами, в том числе — программы стажировки и языковой подготовки, академической мобильности, совместные программы на уровне бакалавриата, магистратуры, аспирантуры.

Но, подчеркну, самая востребованная, инновационная форма – это программа двойного диплома на каждом уровне обучения.

- Как все происходит на практике, например, с «двойными дипломами» бакалавриата?

- Программы двух дипломов имеют несколько моделей реализации: экстенсивную и интенсивную.

Экстенсивная форма – это когда студенты обучаются в домашнем университете, и параллельно четыре года изучают программу университета-партнера (на языке университета-партнера), при этом и преподаватели домашнего университета и университета-партнера осуществляют контроль полученных знаний посеместрово.

Студенты проходят каждый семестр экзаменационную сессию (в домашнем университете и университете-партнере) и по итогам четырех лет, те из них, кто успешно сдал экзамены по всем дисциплинам, имеют возможность получить два диплома – домашнего университета и диплом университета-партнера.

Учиться на таких программах достаточно сложно, студентам приходится осваивать две программы двух университетов, в условиях поэтапной, ежесеместровой сдачи, на которые накладывается изучение иностранного языка на высоком уровне.

- Тогда часто и результаты бывают довольно низким?

- К сожалению, да. Если несколько десятков студентов начинают изучать и язык, и две программы, к финишу, то есть, к дипломам, приходило 10-12 процентов учащихся. Это очень серьезная, напряженная и интенсивная работа, экстенсивная форма до настоящего времени используется рядом университетов.

Сейчас нами, в ИГСУ РАНХиГС в частности, разработан новый подход к программам двойного диплома. Если вести разговор о бакалавриате, то суть в следующем: студенты поступают в российский вуз, не зная французский язык.

Однако, по разработанной системе, в течение двух лет, на основе использования современных интенсивных французских языковых методик, а также возможностей выездного модуля во Францию на несколько месяцев, студенты получают сертификат уровня В1-В2 (TCF, DELF), необходимый для обучения во Франции.

Им преподают и носители языка, и преподаватели Французского Института при посольстве Франции, занимающиеся распространением французского языка в мире.

- И что же происходит дальше?

- Три семестра идет учеба, затем на четвертый семестр мы вывозим студентов в Ниццу на три с половиной месяца. Они с утра изучают французский язык, а после обеда преподаватели из нашей Академии начитывают им тот курс, который в это время в Москве осваивают их сокурсники на русском языке. Получается, что эти студенты по уровню знаний не выпадают из общей обоймы.

Через 3,5 месяца они возвращаются в Москву к промежуточной аттестации, вливаются в свои группы, сдают спокойно сессию в своей Академии. К этому времени у них во Франции прошло языковое тестирование, и они получили соответствующий сертификат.

Нас интересует уровень В1 или В2, уровень, на котором студент не только может разговаривать на улице и вести беседы, но и понимает сложные специализированные тексты по юриспруденции, экономике.

- Итак, надо понимать, что, изучив за пару лет язык, либо на третьем, либо на четвертом курсе ваши экономисты поехали в Университет Ниццы в Институт делового администрирования, либо на факультет Права и Политических наук на два семестра и …?

- И из семи человек шесть завершили успешно обучение в течение либо одного семестра, либо двух. Сейчас у них идет защита по скайпу их дипломных работ, которые они, приехав в Россию, защитили на русском языке, перевели резюме из 30 страниц на французский язык.

- А кто осуществляет общее руководство процессом?

- У студентов есть руководитель как с российской, так и с французской стороны. Все это согласовано и грамотно организовано, всё находится в рамках легитимных соглашений о двух дипломах.

Суть в чем? Французская сторона признает то обучение, которое студент получает в своем домашнем вузе, а мы признаем те дисциплины, то количество зачетных единиц, которые наши студенты получили во Франции.

Таким взаимным зачетом в течении 6 месяцев или одного года, но при достойном уровне знаний языка, студенты получают сразу целый букет бонусов: диплом государственного образца РАНХиГС и диплом государственного образца Университета Ниццы София-Антиполис. У них не один, а два свободных иностранных языка, что безусловно существенно повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

- А что вы можете сказать по «двойным дипломам» в магистратуре?

- Из 100 процентов заключенных с Францией соглашений по двойным дипломам около 80% относятся к уровню магистратуры, что гораздо проще. И только небольшой, наиболее сложный процент, оказывается на уровне бакалавриата.

На уровне магистратуры программа строится довольно однотипно: год в домашнем университет, год во французском. Студенты получают два диплома магистра в двух университетах-партнерах, которые заключили между собой соглашения, подписали общий рамочный договор и договор о двойной магистратуре. Но в магистратуре надо иметь очень достойный уровень языка В2 или С1. Также существует, кстати, и двойная аспирантура.

- А можно привести пример?

- В Российско-французском центре ИГСУ РАНХиГС (РФЦОК) работает сотрудник Ани, которая завершила обучение в аспирантуре в РУДН и в Университете Ниццы. Здесь она защитилась и стала кандидатом экономических наук, а там она защитилась и имеет степень доктора философии (PhD).

Я со своей стороны, и ее руководитель с французской стороны — мы постоянно общались, согласовали структуру и этапы исследования. Тьери Гарро присутствовал на защите Ани Оганесян в Москве, а я была приглашена участвовать при ее защите там. В настоящее время еще одна сотрудница РФЦОК обучается по программе двойной аспирантуры.

Таким образом, механизм двойных дипломов отлично работает сегодня и на уровне бакалавриата, и на уровне магистратуры, и на уровне аспирантуры. Приглашаем всех желающих изучить французский язык, культуру и традиции Франции, поучиться в этой прекрасной стране и получить два диплома о высшем образовании по различным направлениям подготовки в Институт государственной службы и управления РАНХиГС!

*   *   * 

Итак, вывод напрашивается сам собой: освоение двух иностранных профессиональных языков, знаний по экономике и праву в России и Франции, получение двух дипломов о высшем профессиональном образовании по итогам программ обучения в бакалавриате и магистратуре несомненно в будущем заинтересует работодателей.

Соответственно, это даст возможности получить интересную и хорошо оплачиваемую работу в российско-французских компаниях, международных организациях, управленческих структурах. А близкое знакомство с культурой, историей, традициями и красотами Франции сделают обучение по совместным программам, конечно же, незабываемым.

Подготовил

Евгений Малякин.

Фото ranepa.ru