Договор дороже нефти?
Мaтeриaлы пo тeмe
Китaй сoздaeт фoнд рaзвития «Шeлкoвoгo пути»
Рубль будет падать, налоги расти
Премьер-министр назвал Литву самым развивающимся государством в ЕС
Договор ОПЕК о сокращении добычи нефти не сможет исправить ситуацию с ценами на черное золото, полагают эксперты.
После заключения соглашения цена на нефть поднялась сразу почти на 20%. Однако дальнейшего роста ждать не стоит — напротив, уже в начале 2017-го, считают многие аналитики рынка, цена на черное золото может упасть до 35 долларов за баррель и продержаться на этом уровне как минимум до 2018 года.
«При Обаме нефтедобыча в США выросла в 1,8 раза, это был чудовищный рывок, — напоминает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Когда цены на нефть упали, американцы, как говорят, убрали буровые. А куда они их убрали? Они в кладовке стоят. Сейчас из-за роста цен произойдет разблокировка сланцевой нефтедобычи. Американская нефтяная индустрия намного шустрее, чем мы и европейцы».
Новый президент Дональд Трамп двумя руками за увеличение добычи нефти — он уже пообещал энергетическим компаниям налоговые льготы, снятие ограничений на добычу на федеральных землях и на шельфе, ослабление экологических нормативов, развитие сети трубопроводов. Все это должно вывести Америку в лидеры по экспорту черного золота. И цена вопроса здесь уже не имеет значения.
«Давно задается вопрос, при каких ценах на нефть сланцевая нефтедобыча становится невыгодной, — продолжает Симонов. — Однозначного ответа на этот вопрос нет, есть буровые, которые и при 40 долларах за баррель работают с хорошей прибылью».
Наполеоновские планы Трампа залить весь мир нефтью и газом из США косвенно подтверждает назначение на должность госсекретаря нефтяного магната, главы ExxonMobil Рекса Тиллерсона.
На фоне заявлений Трампа договор ОПЕК о сокращении нефтедобычи вряд ли сможет сыграть существенную роль в ценообразовании на мировом энергетическом рынке. Тем более что и сами подписанты соблюдать условия договора, судя по всему, вряд ли собираются.
«Этот договор ОПЕК воспринимается сегодня как первая договоренность с участием России, но на самом деле это не так», — отмечает заведующий Центром изучения мировых энергетических рынков Института энергетики НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин. Он напоминает: РФ уже подписывала аналогичные соглашения в 1999 и 2001 годах.
«Тогда тоже договорились сократить, но этот опыт закончился тем, что по факту таких сокращений просто не происходило. Спасло то, что это был период роста мировой экономики и этот рост вытягивал цены. То есть эти договоренности очень быстро забываются. Вот вроде бы хотели, но немножко не получилось», — говорит Кулагин.
При этом России удалось схитрить: за несколько месяцев до подписания соглашения с ОПЕК РФ интенсивно наращивала добычу и на момент подписания добывала на 10% больше нефти, чем обычно. А так как договор предписывает сократить добычу на 10% от объема на момент подписания, то России предстоит всего-навсего вернуться к своим обычным показателям.
«Так что тут тоже есть заблуждение — у нас добыча точно не упадет… Нет, мы не обманули, но мы сокращаем от максимума, в этом для нас прелесть. Теперь мы можем пройти по договору с той же добычей и при этом хорошо заработать», — полагает Вячеслав Кулагин.
Впрочем, удастся ли «хорошо заработать» — это большой вопрос. Половина аналитиков придерживается версии о том, что низкие цены на нефть формируются за счет ее переизбытка. Однако вторая половина экспертов убеждена: никакого избытка нет, да и цена на нефть зависит вовсе не от объемов нефтедобычи.
«Когда говорят о лишней нефти, я всегда говорю: а где эта нефть физически? Где эти танкеры?» — рассуждает Константин Симонов.
Лишняя нефть — это всего-навсего 1% от мировой добычи. Эксперты до сих пор не смогли прийти к выводу, существует ли этот «лишний 1%» или это некая статистическая погрешность.
Кстати, мало кто помнит о том, что до 70-х годов мировые цены на нефть не знали ни взлетов, ни падений. «Нефть стоила до 70-х годов четыре доллара, — рассказывает главный советник руководителя аналитического центра при правительстве РФ Леонид Григорьев. — С тех пор колеблется то вверх, то вниз. Так, события на Фукусиме и война в Ливии несколько лет назад загнали нефть за 100. А в 2014 году произошло обрушение».
Впрочем, низкие цены на нефть не будут для России катастрофой, уверяет глава Минфина Антон Силуанов. Он уже заявил о том, что бюджет на 2017-2019 годы, сверстанный под 40 долларов за баррель, выдержит и 30 долларов, избежав дополнительных секвестров.
Аделаида Сигида.
REX/FOTODOM.RU