Дьявол спрятался в деталях…

Eщe рaз o причинax трaгeдии, случившeйся гoд нaзaд в Бeлгoрoдe и вскoлыxнувшeй нe тoлькo всю страну, но и весь мир.

Мы уже сполна нахлебались того, что нам принесла «реформа здравоохранения». Так называет новая власть развал советской системы медицинской помощи — одной из лучших в мире! Раньше в медицину шли людей спасать, теперь идут… деньги делать.

БЫЛО И ЗАБУДЬТЕ?

Трагедия, случившаяся в Белгороде в самый канун нового, 2016 года, всколыхнула не то что всю страну — весь мир! Еще бы! Врач Илья Зелендинов забил насмерть в приемном покое больницы привезенного скорой 56-летнего пациента. Увы, но только эта огласка и позволила свершиться праведному суду.

Любимого зятя высокопоставленного местного чиновника Александра Кулабухова до последнего пытались отмазать, чуть ли не обвиняя самого убиенного в собственной смерти.

Теперь же, спустя более года после той трагедии, мы вынуждены снова возвращаться к ней именно потому, что тогда ее в Белгороде просто замолчали. А ведь кроме погибшего в ней оказалось еще очень много пострадавших. Речь идет о коллективе 2-й горбольницы.

ПОКОЙ ВРАЧА ДОРОГО СТОИТ ПАЦИЕНТАМ…

Врач-убивец отнял у своих коллег единственную подлинную ценность — доброе имя. Его зарабатывали общим упорным трудом в течение долгих лет, а лишились мгновенно.

В наказание за что? За лучшее глазное отделение в области? За лучшее гинекологическое? За то, что главный врач депутат горсовета Владимир Луценко пробил строительство при больнице перинатального центра? За то, что впервые в современной истории области именно 2-я городская с помощью областных властей сумела построить жилой дом для своих сотрудников? Как раз к тому новому году дом — 75 квартир, детский сад на первом этаже — был достроен…

Все рухнуло. Коллектив — почти полторы тысячи человек — оказался втоптан в грязь. А после того как замгубернатора Елена Батанова потребовала и получила от главного врача заявление «по собственному», 2-ю горбольницу попросту бросили на произвол судьбы.

В это трудно поверить, но… Главный врач областной больницы Жанна Чефранова заодно (!) была назначена и главным во 2-ю городскую. Пришло же кому-то эдакое в голову!

Увы, но исправить ошибку, вернуть на свое место главврача, которому не позволили остаться в своей больнице даже рядовым хирургом, — вот это ни в чью голову не пришло. Хотя все медики, с кем в течение этого года приходилось говорить на эту тему, согласно кивали: мужик пострадал безвинно, с ним поступили несправедливо…

СМЕРТЬ ОТ ПОТЕРИ КРОВИ ИЛИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА?

Самое страшное, что не только на новом месте работы у Жанны Чефрановой случился полный облом. В ее родной областной больнице тоже все давно не слава богу.

…Следует сразу сказать: 49-летний Сергей Карачевцев был очень здоровым человеком. Он умирал в областной больнице три недели: вынес одну ненужную бессмысленную операцию, вторую, была назначена уже и третья…

Как сказал завотделением Александр Солошенко, «мы решили посмотреть глазом». Не увидели ничего и глазом. После второй операции у больного начался перитонит. Он медленно истекал кровью, ему перелили почти 20 литров крови… Он даже перенес перелет в столицу, когда родные нашли 2 миллиона, чтобы заплатить за санавиацию…

До этого родные, а не врачи организовали приезд консультанта из Москвы, были в больнице и против того, чтобы перевозить больного в столицу (видимо, считая, что конец близок и лучше бы вскрытие делать самим?). Не оказалось в больнице и нужных для проведения специального анализа реактивов. И кровь на анализ отвозил в Москву брат…

В 2 часа ночи 19 марта Сергея Карачевцева доставили в Институт Склифосовского, где ему сразу был поставлен диагноз, который три долгие мучительные недели не могли поставить в главной белгородской больнице. Но было уже поздно, слишком поздно.

Сергей был очень здоровый человек. Не всякий на его месте выдержал бы так долго…

И я вспомнила, как ответил бывший главврач областной больницы Владимир Куликовский на мой вопрос: почему смертность в областной больнице такая же, а то и меньше, чем в некоторых районах; разве может быть такое, ведь туда свозят со всей области самых тяжелых больных?

Он ответил: «Хорошо лечат, потому и умирают реже». А вот другие медики дружно говорили мне совсем иное: в областную или не берут самых тяжелых, или отправляют умирать назад в районы, чтобы показатели не портили.

ОН НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН?

Чтобы встретиться с Куликовским, у меня было много причин: сам врач, бывший главный областной больницы, возглавляет местный мед, депутат областной думы. А в ответ неожиданно услышала:

- Зачем вы в это лезете? Пишите о чем-нибудь другом… Говорите в таком случае с другими. Да что я там обязан… Никому я не обязан! Ничего я не обязан!

Однако неожиданно он сам перезвонил. Простодушно объяснил столь резкую перемену в своих взглядах: доложился председателю думы, и тот напомнил ему, что он — лицо общественное и таки обязан…

Увы, наша долгая беседа толком ничего не дала. Или наоборот? Оказывается, я «задавала вопросы, на которые нет ответов», а еще «сама должна видеть, что все идет к развалу здравоохранения».

Остается справедливости ради добавить, что обсуждать с журналистом ситуацию с медициной в области никто не хотел! И недавно ставшая бывшим замом губернатора Елена Батанова, и нынешняя зам Наталья Зубарева, и главврач областной больницы Жанна Чефранова, и…

В течение двух недель я ежедневно звонила в их приемные и все без толку. Наверное, в командировку в Белгород надо приезжать на пару месяцев или даже лучше сразу на год…

Кстати, согласились на встречу только двое — бывший главврач 2-й горбольницы, но он и в самом деле не мог ответить на мои вопросы, и ее нынешний.

ПАРОЛЬ: «Я ОТ ЗОТОВА!»

Новый главный врач Антон Бондарев — новее не бывает — мы встретились на 21-й день после его назначения — сначала удивил меня своей непосредственностью. Кто вас послал? И еще больше удивил, сурово предупредив: если мне не понравится, что вы обо мне напишете… А потом я и удивляться перестала. Господин пришел из бизнеса.

Главная гордость нового начальника — он назначен губернатором! «Значит, вы блатной? По блату это место получили?» — уточнила я. Да, лично Зотов попросил и лично Савченко назначил.

Стоит объяснить: Владимир Зотов — местный олигарх и депутат областной думы. По итогам минувшего года попал в список Forbes на 190-е место с состоянием в 400 миллионов долларов.

Фамилия Зотова повторялась в речи главврача как пароль. Узнать бы еще отзыв — и жизнь удалась?

А еще постоянно звучало: я, моя… Замечание, что это он пришел в чужую команду, складывавшуюся годами, а не она к нему на работу наниматься, похоже, удивило моего собеседника. Так мы и удивляли друг друга…

Антон Бондарев и его подчиненные словно рассказывали не об одной и той же больнице, а о двух разных.

Он: «Главное — у меня большой опыт руководящей работы».

Они: «Да он же не врач, он не понимает элементарных вещей, как можно назначить главным человека, не работавшего в больнице?!»

«Я никого не трогаю, пусть все работают».

«Да замглавного по хирургии еще официально не уволен, а в его кабинете сидит уже другой».

«Я модернизирую…»

«Как смеет он издеваться над людьми — сливать в интернет планерки с оскорбительными комментариями в адрес врачей?! Зачем он пришел? Что он хочет?»

Пока коллективу ясно, кажется, только одно: мы ему не солдаты, а он нам не генерал.

Ольга Китова,

обозреватель еженедельник

«Новый Вторник».

Белгород-Москва.

КОММЕРСАНТЪ/FOTODOM