Чума добралась до Иркутской области

Мaтeриaлы пo тeмe

Стaтистикa: улитки убивaют бoльшe людeй, чeм хищники

Число жертв лихорадки Эбола приблизилось к 7 тысячам

В белорусских сосисках нашли вирус африканской чумы

Вирус африканской чумы свиней (АЧС) обнаружен в Иркутской области, ранее благополучной по этому заболеванию. Небольшое в масштабах страны происшествие показало несостоятельность существующей системы защиты территории России от болезней животных.

После выявления в области АЧС региональная ветеринарная служба сообщила, что источником заболевания послужили мясные обрезки, найденные на территории личного подсобного хозяйства в деревне Куда.

Главный вопрос, как зараженное сырье просочилось в благополучный регион, скорее всего, останется без ответа. Не будут же инспекторы территориального Россельхознадзора расписываться в собственном бессилии и признаваться в том, что нынешняя система не способна защитить страну от невидимого врага?

- Мы сами по своим электронным системам с трудом нашли, что мясо пришло из Санкт-Петербурга, а туда — из Воронежа, — признался руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт, не уточнив, каким именно путем зараженные обрезки оказались в Иркутской области.

Выходит, следили-следили да не уследили? Расхваленная ведомством электронная ветеринарная сертификация, призванная уберечь страну от ввоза и транспортировки контрафактной и незарегистрированной продукции, дает сбои?

Произошедшее показало, что если опасная болезнь после всех принятых Росcельхознадзором мер все равно проникает туда, куда проникнуть не должна, то, значит, что-то не так в системе. Ее надо либо менять, либо дорабатывать, ведь в следующий раз через посты инспекторов может пробраться уже не чума свиней, а какая-нибудь зараза пострашнее.

Свою ложку дегтя в сложившуюся ситуацию добавляет и недавнее изменение законодательной нормы, согласно которой теперь оформление ветеринарных документов для перевозки животных в личных целях не требуется, а значит, нет необходимости отображать эти данные в электронной системе.

Между тем такие перевозки повлияют на увеличение на рынках количества контрафактной, в том числе и небезопасной, продукции, которую потом может купить любой житель страны.

Иркутское управление ветеринарии справилось с локализацией очага оперативно: в сжатые сроки провело отчуждение всего свинопоголовья на территории в радиусе пяти километров, мобилизовало все имеющиеся ресурсы, провело полную дезинфекцию…

За неделю с момента подтверждения диагноза очаг был ликвидирован, режим чрезвычайной ситуации снят. Внес свой вклад в борьбу с АЧС и Россельхознадзор: выделил шесть сотрудников, которые… заполнили акты на отчуждение свинопоголовья и на том свою миссию посчитали выполненной.

Не успела ветеринарная служба Иркутской области вздохнуть с облегчением, как Россельхознадзор санкционировал ее проверку через прокуратуру. Ведомство решило разобраться, как область допустила ЧС, хотя, если уж смотреть правде в глаза, само же мощно и прокололось.

- Региональные ветеринарные службы всегда проводят мероприятия по ликвидации болезней оперативно, поскольку это в их интересах. Они не заинтересованы ни в заносе, ни в распространении заболеваний, поскольку все издержки — как материальные, так и кадровые — несут именно регионы. Ветеринарная служба Иркутской области сработала очень оперативно. А вот в чем задача Россельхознадзора, непонятно. «Может, в том, чтобы делать крайними других за свои промахи?» — задается вопросом президент Ассоциации «Ветбезопасность» Лилия Сургучева.

И, правда, каким образом Россельхознадзор обеспечивает возложенную на него защиту территории России от болезней животных и чем на самом деле занимается кроме проведения проверок?

Если проследить историю заноса таких опасных заболеваний, как африканская чума свиней, нодулярный дерматит, болезнь Шмалленберга, окажется, что все они впервые попали на территорию России трансграничными путями, а за их безопасность, как известно, отвечает Россельхознадзор. Зато ведомство, как ответственный исполнитель, регулярно получает из бюджета деньги на предупреждение распространения и ликвидацию АЧС на территории РФ.

Только в 2017 г. на эти нужды ему полагается более 136 млн рублей. Как-то нехорошо получается: деньги, и немалые, на сохранение эпизоотического благополучия выделяются Россельхознадзору, а козлами отпущения в случаях возникновения вспышек заболевания становятся региональные ветеринарные службы. При этом уровень финансирования многих из них недопустимо низкий, несмотря на то, что основная работа по обеспечению ветеринарной безопасности государства возлагается именно на них.

Получается, Россельхознадзор ничем регионам не помогает, а только мешает работать, организуя бесконечные проверки. Чтобы иметь реальные результаты в области ветеринарной безопасности, каждый должен заниматься своим делом: региональные службы — обеспечивать защиту от болезней и выпуск безопасной продукции в регионах, а Россельхознадзор — защиту границ.

Между тем, по нашей информации, препарат от вирусной болезни свиней уже есть, но чиновники не заинтересованы в его дальнейшем продвижении – гораздо выгоднее бороться с ликвидацией АЧС, ведь на нее выделяются огромные государственные деньги.

Елена Хакимова.

REX/FOTODOM.RU