Быть или не быть независимому кинобизнесу
Мaтeриaлы пo тeмe
Миxaлкoв вырeзaл из «Сoлнeчнoгo удaрa» всe кaдры с Oдeссoй
Слeдствиe установило причину смерти актера Робина Уильямса
Представитель следственного комитета приехал посмотреть на дурака
30 мая Владимир Мединский поведал миру о разрабатываемом Минкультуры законопроекте, по которому за право проката дистрибьюторам придётся платить 5 млн рублей в Фонд кино.
И все для того, чтобы ликвидировать засилье голливудского мусора, расчистить место в кинотеатрах для российских картин, ну и помочь нашим творцам деньгами, изъятыми у акул капитализма. Этот проект — продукт совместного творчества чиновников министерства и неназванных продюсеров, обеспокоенных состоянием российского кинематографа.
Важно сразу сказать, что данное гениальное порождение министерской и продюсерской коллективной мысли — это полная, абсолютная катастрофа для кинобизнеса в России, которая приведет к исчезновению из репертуара кинотеатров любых фильмов, кроме голливудских и российских блокбастеров, ну и, параллельно, к закрытию всех независимых кинопрокатных компаний.
А также к закрытию кинозалов и кинотеатров, приучивших своего зрителя к немассовому кинопродукту. Никакое российское кино с потенциалом менее 200 млн в случае реализации этих планов никогда более не попадет в кинотеатры.
Его просто некому будет прокатывать! Ужасно хочется узнать фамилии продюсеров, считающих такие меры необходимыми. Страна и коллеги должны знать своих героев.
Идея закрыть дорогу в кинотеатры зарубежному мусору — это полная чушь. Для начала хотелось бы увидеть список хотя бы из 10 примеров этого «мусора» с количеством отданных ему сеансов.
Прежде всего, где критерии «мусора»?
Кинокритики? Но по любой фестивальной картине мнения будут противоположными, не говоря уж о массовом кино.
Награды? Но мы можем прокатывать фильм летом, когда он не имеет никаких наград. Дождь из наград может пролиться в конце года, в наградной сезон.
Бокс-офис? Тогда голливудские комедии «ниже пояса» и хорроры — это шедевры, а обладатели главных наград всевозможных фестивалей — это и есть искомый мусор.
У меня, допустим, есть свои собственные критерии, но, боюсь, они радикально не совпадают со вкусами министра. Но это ни хорошо и ни плохо. Это нормально. Каждый должен иметь право смотреть то, что ему по вкусу.
Российский бокс-офис 2016 года — примерно 52 млрд рублей. В России работает около 30 кинопрокатных компаний. Из них семь — 4 представительства голливудских мэйджоров, плюс ЦПШ (прокатчик фильмов Paramount, избранных российских блокбастеров и ряда картин, которые они покупают сами), плюс «Наше кино» С. Сельянова и «Базелевс» Т. Бекмамбетова — собрали около 50 млрд рублей в год.
На долю остальных 23 компаний пришлось около 2 млрд рублей, т.е. 4% «пирога». Но именно эти компании выпускают львиную долю артхаусного зарубежного и «неблокбастерного» российского кино. У всех одна арифметика и всем, похоже, придется закрыться в случае принятия этого фантастического по своему безумию проекта.
В 2016 году в прокат вышел 461 фильм. По данным сайта www.kinobusiness.com сборов выше 200 млн в 2016 удалось достичь 68 фильмам, выше 100 млн собрали 97 фильмов. Если государство рассчитывает на «оброк» в размере 500 х 5 млн = 2,5 млрд рублей — это сладкая мечта. Выживут те самые 7 компаний, прокатывающие 70-80 фильмов в год, которые заплатят максимум 400 млн. И все.
Указанные выше 97 фильмов занимали около 95% всех сеансов. На оставшиеся почти 400 фильмов пришлось 4-5%… Здесь и пресловутый независимый мусор, и фестивальные шедевры, и артхаус-мейнстрим, и российское кино, чьи создатели не договорились с первой пятеркой прокатчиков. «Наше кино» и «Базелевс» прокатываются только свой продукт. Где же искомое «засилье голливудского мусора» в кинотеатрах?!
Более-менее безболезненно заплатить 5 млн рублей можно позволить себе лишь за фильм, собравший в прокате не менее 200 млн. От 100 до 200 млн – уже непомерный груз, менее 100 – невозможно.
Таким образом, за бортом остаются любые фестивальные фильмы, обладатели премий «Оскар», «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля, итальянские комедии, французские драмы. В кинотеатрах не будет фильмов Вуди Аллена, Джима Джармуша, братьев Коэн и т.д.
Освободившиеся 4% сеансов – помогут ли они развитию отечественного кинематографа?! Получат ли российские фильмы эти сеансы или они отойдут условным «Пиратам Карибского моря»?
Государству не удастся получить от независимых компаний искомые 5 млн/фильм. Как только станет очевидным, что принятие такого решения неминуемо, боюсь, большинство закроется.
Простейший и очевидный пример. В прошлом году мы выпустили в прокат 16 картин, общие сборы — 84 млн рублей, 39 млн — наша доля, 45 млн — доля кинотеатров. Если бы мы заплатили государству за право выпуска 16 картин по 5 млн, это составило бы 80 млн рублей.
Т.е. убыток только на данном этапе составил бы 41 млн. Плюс затраты на выпуск, на закупку этих картин, аренда, зарплата… Вывод очевиден. Чья-то злая воля уничтожает наш бизнес, малый бизнес, о поддержке которого постоянно говорится с высоких трибун.
Возможности даже самых крупных компаний не безграничны. В среднем каждая выпускает в год около 15 картин. Это максимум 100 фильмов в год на 7 выживших компаний. Среди них окажется максимум 20 российских фильмов. Больше ни один российский фильм в прокат не выйдет. А сколько их снимается? А сколько проектов ежегодно получает поддержку из денег налогоплательщиков? А сколько частных инвесторов могли бы вложиться в кинопроизводство? Что делать с остальными фильмами?
Министр обещает, что уплаченные 5 млн нам вернут в конце года специально обученные люди, если признают фильмы шедеврами. Но где критерии шедевров? Да и судьи кто? Почему наш бизнес должен зависеть от чьего-то субъективного мнения? Для новых коррупционных схем открываются широчайшие возможности. Да и где компания с оборотом пусть не 80 млн, как у нас, а даже в 10 раз большим, возьмет 80 млн, которые она сможет заморозить на год в ожидании чуда?…
Вернут ли? Смешно полагаться на добрую волю людей, пытающихся уничтожить наш бизнес. Их задача иная – известная со времен Стеньки Разина — изъять у нас деньги и грамотно «перераспределить». Ну а мы невольно оказались в роли персидской княжны.
Можно сделать парадоксальный вывод: инициатива министерства культуры России приведет к абсолютной и окончательной победе в нашей стране голливудских студий.
Михаил Додзин.
Фото Pixabay.com