Бюджет-2017: как федеральный пирог поделили между регионами

Sobesednik.ru узнaл, кaк прaвитeльствo нaмeрeнo пoдeлить 615 млрд рублeй из фeдeрaльнoгo бюджета на 85 субъектов РФ.

Большая разница

Раздать всем регионам по серьгам в 2017-м снова не получилось. Бюджетные деньги распределены крайне неравномерно. К примеру, дагестанские власти получат от правительства более 52 млрд руб., а Республика Коми – всего 295 млн. В 176 раз меньше!

Быть может, при дележе исходят из численности населения того или иного региона? Но, к примеру, на одного жителя Ярославской области из федерального бюджета выделяется 449 руб., а в Якутии – более 38 тыс. на нос. Выходит, якут кабмину милее ярославца почти в 85 раз?

Неравномерность в распределении дотаций между другими субъектами РФ старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков объясняет умением или, наоборот, неспособностью губернаторов договариваться с Москвой.

– Мне известно о случаях, когда представители региональных властей специально ездили в Минфин договариваться. И в итоге добивались даже принятия «под них» рассчитанной формулы распределения денег, – рассказал Жаворонков.

Порочность системы

Проблему экономист видит в том, что решения о выделении «грантов» регионам принимаются «под ковром». Отсутствие публичной дискуссии по этим вопросам и делает возможным в итоге подобный дисбаланс, который вызывает возмущение у парламентариев от обделенных регионов, невзирая на их политическую принадлежность.

Так, член Совета Федерации от Псковской области Александр Борисов (ЕР) назвал методику распределения денег в зависимости от нужды порочной.

– Получается, чем больше у тебя долгов, тем больше вероятность того, что ты получишь государственную дотацию, – заявил сенатор.

Депутат ГД Александр Козловский (ЕР) считает, что наступила пора пересмотреть бюджетные отношения между федеральным центром и субъектами. Он требует равноправия, и его можно понять: бедной Псковской области планируется пожертвовать всего 3,6 млрд руб., в то время как Камчатскому краю, где проживают на 300 тыс. человек меньше, – более 37 млрд.

Особый случай

В довершение ко всему кабмин выделил в элитную группу три российских субъекта: Чечню, Крым и Севастополь. Помимо трансфертов на общих основаниях, им решено перечислить дополнительные деньги на «сбалансированность бюджетов». Решение было принято после того, как глава Чечни Рамзан Кадыров в довольно резкой форме раскритиковал предложение Минфина урезать траты на республику.

В итоге финансирование Чечни (без учета различных субсидий и субвенций, которые ей полагаются наряду с другими регионами) составит 44,4 млрд руб. – примерно на уровне текущего года.

Жаворонков думает, что в данном случае речь идет об ущемлении интересов одних регионов в пользу других, исходя из политической конъюнктуры.

– Можно говорить о «покупке» элиты Северного Кавказа. Ее лояльность будет нужна в случае неприятных событий в России, – сказал Жаворонков Sobesednik.ru. – Что касается Крыма, то здесь стоит задача подтягивания его социально-экономического уровня до среднероссийских показателей.

Бедность и честность наказуемы

– Есть два основных вида финансирования регионов из центра: дотации и помощь в рамках госпрограмм. На дороги, к примеру, – объясняет гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. – Меньше дотаций обычно получают те субъекты, которые самостоятельно записали в местные бюджеты значительные расходы на социальные статьи. Получается, что излишняя честность наказуема: деньги федеральная власть дает как раз тем, кто говорит, что им на социалку не хватает.

Что касается участия в гос-программах, то и тут эксперт видит несуразность:

– Госфинансирование зависит от умения его добиваться – писать правильные программы, постоянно напоминать о себе в Минфине. И получается так, что средства достаются не тем, кто в них больше всего нуждается, а богатым регионам. Только они могут позволить себе держать в Москве специальный аппарат для выбивания денег.

Судя по всему, власти Республики Коми, Еврейской АО, Ярославской, Новгородской и Калининградской областей, которым в 2017-м будет выделено меньше всего денег, страдают из-за своей скромности.

В зоне риска

Консолидированные бюджеты всех субъектов в два раза меньше федерального, поэтому регионы в огромной степени зависят от помощи центра, в особенности дотационные, указывает Журавлев. Причем последних с каждым днем становится все больше. К примеру, еще совсем недавно Самарская область считалась регионом-донором, а сегодня уже перешла в категорию дотационных.

– Решение принято – регионам будут помогать меньше. Того счастья, которое было в 2009-м, не будет. Тогда помогали широкой лопатой, – полагает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. И предупреждает: из-за сокращения федеральных трансфертов в зоне риска оказываются регионы, где они составляют значительную долю.

Бюджетная система в России устроена так, что деньги из регионов стекаются в Москву, а потом возвращаются. Но не всегда тем, у кого забирались. При этом вопрос, на что они тратятся, практически никогда не задавался. Однако по мере углубления экономического кризиса и сокращения бюджетного пирога можно ожидать и роста напряженности вокруг его распределения.

Кстати

В федеральном бюджете 2017 года расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» (обеспечение деятельности президента, правительства, губернаторов и других органов власти – 1,1 трлн руб.) вдвое превышают совокупные расходы на образование и здравоохранение. В это же время траты казны на дошкольное образование сократятся в 2017 году на 47,7% по сравнению с 2016-м.