Бесхозная экономика: Каждая пятая российская дорога — ничья
Мaтeриaлы пo тeмe
Рубль будет падать, налоги расти
Премьер-министр назвал Литву самым развивающимся государством в ЕС
Китай создает фонд развития «Шелкового пути»
К сенсационным выводам пришли авторы проекта «Невидимая инфраструктура» из фонда поддержки социальных исследований «Хамовники». Оказалось, что тысячи дорог, мостов, энергосетей и других объектов не принадлежат ни государству, ни частным лицам.
Речь идет о целой системе «ничейной экономики». Эксперты пришли к заключению, что каждая пятая российская дорога — ничья. К так называемым бесхозяйным относятся, к примеру, незарегистрированные дороги, проложенные к недавно построенным микрорайонам или домам.
Муниципалитеты порой годами тянут с легализацией таких дорог, во многом из-за дороговизны процедуры оформления. Авторы проекта приводят в пример 40 дорог в Приморском районе Санкт-Петербурга.
Откуда же взялись ничьи дороги и прочая инфраструктура? Эксперты объясняют, что после крушения СССР повсеместно банкротились или реорганизовывались совхозы, колхозы, промышленные предприятия. Объекты, которые для них были непрофильными, списывались с баланса «в никуда».
Однако и сегодня те или иные объекты могут попасть в разряд «бесхозяйных». Большой проблемой, например, являются придомовые проезды многоквартирных домов. Часто собственники такого дома оформляют землю по границам строения без прилегающей территории с дорогами.
Жильцы убеждены, что обслуживать их обязаны муниципальные власти, те же считают ответственными самих жильцов или управляющие компании. В итоге ничейные проезды некому расчищать. Если зимой мы видим заваленный снегом участок тротуара, значит, скорее всего, он «бесхозяйный».
Однако статус «бесхозяйного» не означает, что теми или иными объектами никто не пользуется. Для многих так даже выгоднее — не надо оформлять в собственность официально неучтенное имущество, а потом отвечать за его состояние.
По мнению экспертов, проблема бесхозности связана с финансовой слабостью муниципалитетов. Многие просто не в состоянии платить за оформление собственности.
Как бы то ни было, ситуация бесхозности объектов инфраструктуры весьма тревожная. Если за мосты, дороги, электросети не отвечают специалисты и конкретные должностные лица, они в любой момент могут выйти из строя, погубив множество людей. Государство должно положить конец хаосу бесхозности.
Борис Невис.
ТАСС/Д. Феоктистов.