Андрей Звягинцев: «Мой фильм для того, чтобы вы пришли домой и обняли своих близких»

Мaтeриaлы пo тeмe

Сoлнeчнoe зaтмeниe 20 мaртa мoжнo будeт наблюдать в центре Москвы — на Новом Арбате

Михалков ждал ее три года

Михалков обещает не становиться еще и писателем

Каждый фильм Андрея Звягинцева — большое культурное событие. 

И тот случай, когда награда находит своего героя. «Возвращение» — венецианский «Золотой лев», «Левиафан» — российский «Золотой орел», «Елена» — «Ника». И вот теперь новая картина «Нелюбовь». И сразу приз жюри на Каннском фестивале, и сразу большой общественный резонанс. Все как всегда. По Звягинцеву…

В центре сюжета фильма «Нелюбовь» — современная московская семья в стадии развода. Главные герои — еще супруги, но у каждого уже имеются новые отношения, им не терпится решить квартирный вопрос и определить, куда девать 12-летнего сына. Ни мама, ни папа не хочет брать на себя такую «обузу». И мальчик, случайно подслушав ночную беседу родителей о своей участи, уходит из дома. Навсегда…

- Андрей, два ваших предыдущих фильма — «Елена» и «Левиафан» — вызвали неоднозначные оценки, взбудоражили общество, было много критических высказываний. Это как-то повлияло на вашу позицию во время съемок картины «Нелюбовь»?

- Скажу коротко: никак не повлияло. Да и к этой широкой общественной дискуссии вокруг «Левиафана» я достаточно спокойно отнесся. Не было, я считаю, какого-то особого повода, чтобы поменять свои взгляды, свои установки. Хотя некоторые люди с определенным умонастроением всегда найдут, за что зацепиться, дайте только повод.

Что касается фильма «Нелюбовь», я с самого начала работы над этой картиной не видел каких-либо причин для того, чтобы эта волна опять как-то поднялась. Фильм снимал для другого.

- Для чего?

- Для того чтобы зритель пришел домой после просмотра и крепко обнял своих близких. Если уж на этом фоне — с таким посылом к объединению, состраданию, сочувствию и уважению — строить какие-то дурацкие домыслы… Ну для этого надо иметь особый талант! Скажу лишь, что нас коснулся вопрос ненормативной лексики…

- Но ее в фильме вроде бы нет…

- Есть две версии фильма «Нелюбовь»: купированная и режиссерская. Когда смотришь в оригинале — там совсем другое ощущение. Я никогда для себя не ставил задачу снять фильм, который бы пестрил подобными выражениями. Но как только сюжет появился, стало понятно, что без этого будет сложно передать атмосферу…

- Но закон, как известно, запрещает ненормативную лексику в фильмах.

- Закон о ненормативной лексике вступил в силу три года назад. Но законы часто бывают временны, они меняются. А та вещь, тот посыл, которым ты хочешь достучаться до современника, до сердец, до того человека, который знает все эти моменты и понимает их, она может существовать гораздо дольше… Хочется надеяться, что в перспективе этот закон или же его условия будут пересмотрены…

- Скажите, на какую аудиторию рассчитан ваш фильм?

- Мы не верим в целевые аудитории. Я верю в другое. Мы ведь под настроение читаем разные книжки. Точно так же в каждом человеке живут разные зрители. И вот мне меньше всего хотелось бы причислять навсегда их к какому-то определенному разряду, к потребителям жанрового кино.

Мои фильмы может смотреть любой человек — их не надо толковать, там не надо разбираться в нюансах киноязыка и так далее. Просто нужно включиться и проделать некоторую внутреннюю работу…

- У вашего фильма открытая и в общем-то трагическая концовка. Не было мысли закончить все хеппи-эндом?

- Других вариантов финала не было. Давайте представим себе, что могло бы быть. Первое, что напрашивается: сложные отношения в семье, пропадает ребенок, родители начинают его искать и в процессе этого потихоньку снова обретают друг друга. Что еще банальнее можно было бы придумать? Или, как мне недавно кто-то сказал: «Хотя бы ребенка показали в финале — как и что…»

Но понимаете, в данном случае любой из этих вариантов не будет работать так, чтобы заставить зрителя думать… Не имеет никакого значения, эволюционировала дальше любовь или нет. Вот пошли черное поле и титры. Все! Все, что может произойти дальше, это происходит только со зрителем. Это и есть цель: ты попал в сердце, сознание, во всевозможные фибры души.

Нужно просто подумать. На экране только тени. Это тени наших страхов, сомнений, мечтаний, снов и так далее… И все это только для того, чтобы мы получили некоторую инъекцию. Чтобы, как я сказал уже, пришли домой и обняли своих близких. Больше ничего не нужно…

Яна Невская.

КОММЕРСАНТЪ/FOTODOM.RU

P.S. На фестивале в Мюнхене фильм «Нелюбовь» получил главный приз.