Анатолий Лысенко: России нужна другая пропаганда | Собеседник.ру
Гeндирeктoр Oбщeствeннoгo тeлeвидeния Рoссии (OТР) Aнaтoлий Лысeнкo пoдвeл для Sobesednik.ru итoги тeлeгoдa-2016.
Изгнaниe Нoвикoвa нe связaнo со «Что? Где? Когда?»
– В чем вы видите главные тенденции 2016-го?
– Фундаментальной основой телевидения в этом году стали массовые шоу: «Голос», «Точь-в-точь», «Один в один». И конечно, уходящий год войдет в историю как один из самых пропагандистских. Это связано с обострением международной обстановки и тяжелой экономической ситуацией внутри страны. Пропаганда стала очень лобовой, очень навязчивой и очень агрессивной. Но, по-моему, она находит аудиторию.
Причем ни в том, ни в другом случае я не вижу большой изобретательности. Шоу – это кальки, купленные форматы. С одной стороны, во всех этих программах идет изумление талантом людей. Когда я вижу, например, одаренных детей, начинаю себя ловить на том, что у меня отвисает челюсть. Этого не может быть! Это фантастические дети! Поэтому меня очень волнует, что будет с ними дальше. Прославить очень легко. А что после? На мой взгляд, пора думать о какой-то системе воспитания этих сверходаренных детей.
– За взрослых можно не беспокоиться?
– А чего за них волноваться? Ну, подражают. Да, смотреть интересно. В какой-то мере я даже отношу эти шоу больше к цирку, нежели к искусству. Все-таки петь, как Мирей Матье, это не значит быть Мирей Матье. А под всем этим я вижу нашу эстраду – одну и ту же, с одними и теми же людьми.
– Неужели вас не удивил никто из участников, как когда-то на заре этих шоу «выстрелил» Алексей Чумаков?
– Я бы отметил Любовь Казарновскую. Формально она сидит в жюри «Точь-в-точь», но, на мой взгляд, она оказалась удивительной ведущей. Добрая, интеллигентная, влюбленная в дело. Хотя я очень дружу и с Хазановым, и с Ярмольником, но Казарновская кажется мне самой заинтересованной исполнителями.
– Хазанов с Ярмольником больше играют восхищение.
– Профессионалы-эстрадники. А Любовь Юрьевна живет участниками. Она настолько искренняя, что для меня это просто какое-то открытие последнего времени.
Но общая картина мне кажется грустноватой. Все-таки это цитирование. Есть сейчас такая мода – искать в диссертациях заимствования без цитат. А здесь сплошное цитирование из-за рубежа. Из своего остались только «КВН» и «Что? Где? Когда?» Но при всем моем уважении к долголетию этих передач хотелось бы и чего-нибудь новенького.
– Насчет «Что? Где? Когда?»: как вы восприняли историю с изгнанием Ильи Новикова из клуба знатоков за одно то, что он как адвокат защищал Надежду Савченко?
– Никак. Я думаю, что эта история вообще не относится к самой передаче…
Вообще, когда я вижу драку и изгнание человека из студии только потому, что он стоит на других позициях, я не понимаю, зачем его было приглашать.
Илья Новиков
Фото: Стоп-кадр YouTube
Драки вошли в моду
– А это было сплошь и рядом в 2016 году.
– Это стало модным – выгонять и драться в эфире.
– Зачем же тогда, по вашему мнению, Майкл Бом, Борис Надеждин и прочие ходят на политические ток-шоу? Всем очевидно, что их используют как мальчиков для битья.
– Это мне совершенно непонятно – зачем они приходят на передачи. Можно было бы сказать: «Безумству храбрых поем мы песню». Допустим, они приходят, чтобы, несмотря ни на что, заявить о своей правде. С другой стороны, ежику ясно, что это всего лишь спарринг-партнеры. Они приходят только для того, чтобы их побили. Но если в известном рассказе Джека Лондона мексиканец победил, то здесь мексиканец победить не может.
– Хороши победители – бродячие труппы депутатов, политологов, журналистов, бегающих с канала на канал.
– Я их называю «профессиональные комментаторы». Как раньше были профессиональные свидетели, так сейчас появились профессиональные комментаторы.
Ного- и рукоприкладство, увы, стало «трендом» на многих телеканалах
Фото: Стоп-кадр / «Первый канал»
Основная масса смотрит и верит
– Вы заметили, что пропаганда стала агрессивной и лобовой. Наших пропагандистов заставляют или они не могут вести себя иначе?
– Думаю, по-другому они уже не могут. Мы потеряли некий опыт пропаганды.
Я прожил долгую жизнь. Видел и старую пропаганду, и очень старую. В советское время она, кстати, была не так уж плоха.
– Поясните.
– Скажем, Саша Бовин. Разве это не было пропагандой?
– Было.
– А Георгий Арбатов и Феликс Светов? То, что они делали, тоже было пропагандой. И был Юрий Жуков… Это была разная пропаганда, с разными оттенками. Хотя, как ни странно, советская пропаганда не очень-то допускала свободное поле. А сегодня пропаганда очень однообразна.
– И все больше людей именно из чувства брезгливости вообще перестают смотреть телевизор.
– К сожалению, да. Хотя я не могу сказать, что таких людей много. Все-таки от телевидения отказывается очень узкий круг… сегодня это стало оскорбительно звучать, но я все-таки скажу – либеральной интеллигенции. А основная масса ТВ все-таки смотрит. И многие верят.
Другое дело, что молодежь уходит от новостных программ в интернет, все меньше интересуется аналитикой (полагаю, потому, что опять-таки наталкивается на одни и те же лица и заранее знает, что они скажут). Это плохо.
– Российское ТВ без пропаганды вообще возможно?
– Пропаганда была, есть и будет. И особенно государственная пропаганда. Я вам больше скажу: в условиях нашей страны, которая подвержена высокой нервозности (так исторически сложилось), пропаганда нужна. Но она должна быть более умной, более хитрой и более разнообразной.
– Владимир Соловьев в 2016-м стал абсолютным рекордсменом по эфирному времени. По 4–5 раз в неделю работал, а эфиры у него – по два, по три часа…
– Я не могу назвать себя большим поклонником Соловьева. Но он фантастически талантливый человек! Многослойный. Когда я слушаю его утром (он еще ведет программу на радио «Вести FМ») и вижу на экране вечером, у меня ощущение, что это два разных человека. Но сегодня он, конечно, является лицом нашего ТВ.
– В думских дебатах для вас было что-то неожиданное?
– Ничего интересного. Нужно было что-то говорить – кандидаты и говорили. Эмоционально они были с очень невысокой температурой.
– Извините за наивный вопрос: а почему?
– (После паузы.) Участники заранее знали результат. Так бы я сказал. Мы же грамотные люди и понимали, чем все кончится.
Владимир Соловьев
Фото: Global Look Press
«Матч ТВ» как психоз
– В ноябре исполнился ровно год каналу «Матч ТВ». Оправдал он свое существование?
– По-моему, нет. Разговоры о создании спортивного канала шли очень давно, начиная где-то с 90-х годов. Я принимал участие в обсуждении этого вопроса на самом верху. И помню, кто-то сказал: «Мы создадим спортивный канал. Но будет одна опасность – придется запретить смотреть его на служебных телевизорах». Мол, люди будут отвлекаться от работы. Но это тогда так и кончилось пшиком.
С «Матч ТВ» ситуация довольно странная. Создан канал с огромным финансированием, люди работают. А самые яркие спортивные события по-прежнему на «Первом» и «России 1». Это автоматически ставит «Матч ТВ» в положение второсортного.
– Во сколько раз бюджет «Матч ТВ» превосходит бюджет ОТР?
– Это все всегда держится в тайне. Но наши экономисты утверждают, что примерно в 6 раз.
– Сильно!
– Спортивный канал – дорогое дело. Но значит, наша страна может позволить себе это. У каждого государства, у каждого времени свой психоз. Вспомните, какое сумасшествие было в свое время с фигурным катанием (я имею в виду, конечно, не «Ледниковый период», а когда катались Бобрин, Роднина). Прошло. Сейчас, наверное, остается только футбол. А учитывая «блистательные» выступления наших футболистов, интересными остаются только чемпионат мира и чемпионат Европы, и то финальные матчи. Не вижу причин, по которым спорт стал бы очень популярен в нашей стране. Поэтому перспективы «Матч ТВ» лично для меня туманны.
– А какие у ОТР планы на будущий год?
– Жить. И не ронять марку. Очень трудно, потому что мы поставили себе задачу максимально рассказывать о жизни страны, не Москвы. Это требует средств, а средств нет. Приходится выкручиваться. Но мы нашли способ: у нас широко представлены включения по скайпу. В каждой программе – города, поселки, даже из деревней иногда новости есть. Колотимся. Мы, знаете, как лягушка, которая колотилась, колотилась и взбила масло. Я не могу сказать, что масло мы взбили. Но, по-моему, сметана уже есть.
читайте также:Анатолий Лысенко: Шеремет заплатил жизнью за принципиальностьГлава Общественного телевидения России уверен, что взрыв машины с Павлом Шереметом нельзя назвать случайностью »
читайте также:Анатолий Лысенко: Люди привыкли к липовому восприятию телевидения, но…Депутаты Госдумы планируют совсем запретить показ телерекламы вечером в будни в самое «смотримое» время, а также в праздники и выходные дни. Некоторым предложение думцев наверняка понравится, но у телевизионщиков другой взгляд »
Также по темеСавченкоПропаганда