Югра — территория беды
В рeзультaтe aвтoкaтaстрoфы в Xaнты-Мaнсийскoм aвтoнoмнoм oкругe, гдe aвтoбус, перевозивший юных спортсменов, столкнулся с грузовиком, погибли 12 человек — 10 детей и двое сопровождавших их взрослых. Что не так на наших дорогах?
Автобус, перевозивший юных участников соревнований по акробатике, возле Югры, в 30 км от Ханты-Мансийска, на федеральной трассе Р404 столкнулся по касательной с грузовиком и на скользкой дороге его бросило под еще одну фуру. Автобус буквально разорвало пополам. Свидетели утверждают, что в кювете лежала кабина водителя, на полосе осталась задняя часть автобуса, неподалеку валялась крыша. Сиденья из салона вмяло в капот грузовика.
Как выяснилось, автобус принадлежал частному лицу в статусе… личного автомобиля. Лицензии на пассажирские перевозки у хозяина машины не было. Отсутствовал и сертификат, подтверждающий готовность техники к перевозке людей. По новым правилам Минтранса организаторы были обязаны заключить письменный договор на перевозку детей, но…
По всему выходит, что основная вина за произошедшее лежит на организаторах поездки, которые арендовали первый попавшийся транспорт, проигнорировав все требования законодательства. Между тем многие эксперты утверждают: рожденные в чиновничьих кабинетах правила таковы, что выполнить их практически невозможно.
Руководитель комиссии по детско-юношескому и молодежному туризму Общественного совета Ростуризма Сергей Минделевич говорит, что непомерные требования к автомобилям, перевозящим детей, могут поставить крест на любых детских мероприятиях. Минтранс предписывает, что это должны быть комфортабельные туристические автобусы, которым не больше 10 лет. Вот только где их взять?
«Раньше они стоили от 3 до 5 млн рублей. Сегодня, после девальвации рубля, можно услышать сумму в 20 миллионов. В России такие автобусы не производят, поэтому закупать их приходится за границей. К тому же таможенная пошлина выросла на 30 процентов», — говорит Минделевич. Не исключено, что массовые перевозки детей остановятся даже в столице, не говоря уже о куда более бедной провинции.
Работа желтых школьных автобусов, призванных возить детей от дома к учебному заведению и обратно, тоже строго регламентирована. У каждого выхода там должен сидеть один взрослый. Кто это будет? Специально нанятые люди? Но из каких средств платить им зарплату? Родители, которых обяжут по очереди дежурить в транспорте, педагоги, на которых повесят новую нагрузку? Особенно нелепо такое требование в деревнях, где автобус часто везет не больше 10 учеников.
В Новосибирской области ввели правило, которое запросто может привести к беде. Если перевозивший детей транспорт сломается на трассе, воспитатели не имеют права посадить школьников на первый же рейсовый автобус, чтобы довезти их до ближайшего населенного пункта. Они обязаны дождаться прибытия другого автобуса — сертифицированного, комфортабельного, не старше 10 лет. Но сколько времени уйдет у организаторов поездки на то, чтобы найти подобную машину, заключить договор и совершить массу формальностей, особенно если учесть, что детские туристические поездки чаще всего происходят в выходные?
Между тем в мире достаточно опыта, чтобы предотвращать подобные трагедии. Лидером по транспортной безопасности считается Швеция. В 2013 году, например, смертность на дорогах страны составила три человека на 100 тыс. населения. Для сравнения: в ЕС этот показатель составляет 5,5, в США — 11,4, в России — 18 человек.
Как удалось добиться такого результата?
Раньше основная часть шведских дорог была шириной 13 м с двумя встречными полосами. Они дополнялись трехметровыми обочинами для аварийной остановки. Теперь магистрали прошли модернизацию по новому типу — «два плюс один». Дорога делается с тремя полосами, из которых две для одного направления и одна для встречного. Каждые несколько километров рядность меняется. На автострадах встречные полосы разделены мягкими отбойниками, поэтому лобовое столкновение там просто невозможно. Модернизация позволила шведам значительно снизить смертность на дорогах. При желании деньги на это нашлись бы и у ХМАО — одного из самых богатых регионов России.
Ловушки трассы Р404
Трасса Тюмень — Ханты-Мансийск — автомобильная дорога федерального значения, единственная в ХМАО, которая соединяет Тюменскую область с Севером. Долгое время она находилась в запущенном состоянии, из-за постоянных аварий ее называли дорогой смерти. В последние несколько лет трассу стали приводить в порядок. Но полтора года назад на дороге произошел провал — образовалась промоина глубиной 7 м и длиной 30 м. Несколько раз трассу открывали для движения и закрывали опять по требованию МЧС. Так что около 20 км дороги по-прежнему в выбоинах и ямах.
Дальнобойщики спрашивают: почему доделать трассу не могут отнюдь не бедные местные власти? Закон мешает? Так законы пишут люди. Не дай бог их детям оказаться на таких вот дорогах.
Наталья Пуртова.
РИА «Новости»