Российский потребитель тратит деньги с умом
Xoтя экoнoмичeскaя нeстaбильнoсть, зaтрoнувшaя вeсь мир, и зaстaвилa рoссиян снизить пoкупaтeльную спoсoбнoсть, истошно кричать «Караул!» они не собираются. Судя по всему, нынешние экономические условия просто научили людей не только подстраиваться под обстоятельства, но и рассудительно подходить к покупкам.
Теперь на первый план выходят цена и рациональный выбор. К таким выводам пришли социологи ведущей исследовательской компании GfK Rus, которая по заказу Минпромторга России провела масштабный анализ рынка легкой промышленности и потребительских ожиданий.
СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ
В этом году население уже не так остро, как, к примеру, года два назад, воспринимает происходящие в экономике события. Это придало потребительским настроениям небольшого, но все же оптимизма. Вместе с закончившимся колебанием курса рубля к россиянам постепенно возвращаются и планы совершения покупок. Причем для все большего числа покупателей решающим при выборе товара чаще всего становится тот факт, что он произведен в России.
По данным исследования GfK, в 2014 г. происходящее в экономике России из-за мирового кризиса непосредственно затронуло относительно небольшую часть населения (16%). Через год эта доля выросла до 45%. Пик пришелся на февраль 2016 г. (56%), а затем она начала медленно падать — в апреле до 53%, а в июле до 46%. При этом в ноябре 2014 г. на вопрос о том, сколько будет продолжаться кризис, 30% респондентов ответили: «4 года и более», а в июле 2016 г. — 34% опрошенных. Интересно и то, что в целом ожидания россиян на 2016 г. были несколько хуже, чем на 2015-й, но не сбылись.
- Эти и ряд других показателей, полученных в ходе исследований состояния российского потребителя, свидетельствуют о небольшом смягчении кризиса весной и летом 2016 г. В то же время они говорят не столько о том, что кризис ослабел, сколько о том, что люди привыкли жить в текущих экономических условиях, — говорит гендиректор GfK Rus Александр Демидов.
Опираясь на данные исследования, можно сказать, что самой неприятной темой для россиян является возможный рост цен: «Опросы показали, что этот фактор является одним из наиболее стрессовых. Новое ожидание повышения цен на одежду, обувь и товары длительного пользования постепенно ослабевает. Весной и летом этого года доля тех, кто ожидает дальнейшего повышения цен, несколько снизилась. Что касается снижения цен, то здесь россияне настроены традиционно не очень оптимистично, а вот курс рубля их интересует уже значительно меньше. В феврале за ним следили 55%, а в июле — 28%».
Можно отметить, что в структуре основных расходов россияне год от года показывают стабильность. Особенно это касается одежды, обуви и товаров длительного пользования (13% в структуре расходов занимают траты на эти категории). Если учесть, что, по данным Росстата, расходы на одежду и обувь составляют 8,5%, то на текстиль для дома приходится менее 4,5% расходов.
Из опубликованного исследования GfK также следует, что 88% россиян среди мер, необходимых для развития России, на первое место ставят модернизацию экономики. 70% респондентов в числе необходимых мер называют развитие частных предприятий.
ДИЗАЙН, ЦЕНА и КАЧЕСТВО – ДВИГАТЕЛИ ТОВАРА
Если говорить о рынке текстиля для дома, то 29% опрошенных за последние три года заметили улучшение на этом рынке, 9% констатировали ухудшение ситуации, а 62% россиян сказали, что никаких изменений в этом секторе, по их мнению, не произошло. Объективно можно говорить о том, что положительных мнений о состоянии рынка больше, чем отрицательных, что указывает на наметившийся положительный тренд на российском рынке, в частности текстиля для дома.
Для каждого второго россиянина (52%) знание того, что товар произведен в России, положительно влияет на покупку. Выбирая домашний текстиль для дома, люди смотрят на респондентов, считают, что производство изделий более современного дизайна поможет отечественному производителю увеличить производство и продажи, а 61% ожидает повышения качества изделий.
Кроме того, по мнению россиян, опрошенных исследовательской компанией GfK Rus, для того чтобы отечественный производитель домашнего текстиля чувствовал себя уверенно и смог увеличить свои продажи, ему нужны государственная поддержка (30%), изменение ценообразования (скидки, промо — 25%) и снижение налоговой нагрузки со стороны государства (19%).
ПОТРЕБИТЕЛИ «УХОДЯТ» ЗА ПОКУПКАМИ В ИНТЕРНЕТ
Сегодня в России 84 млн человек (70% населения) в возрасте от 16 лет и старше пользуются интернетом, и год от года число тех, кто осознает растущую роль Сети в поиске и покупке товаров, становится все больше.
В Европе онлайн-покупки делает больше половины пользователей. В нашей стране — только треть. Но мы каждый год улучшаем показатели, и отечественный рынок электронной коммерции даже в кризис остается самым быстрорастущим сегментом.
В целом за 2016 год онлайн-шопинг должен подрасти на 15% — до 850 млрд руб., прогнозируют в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), опираясь на совместное исследование GfK и Почты России. Но если наши производители не начнут наряду с офлайн-продажами использовать и онлайн-коммерцию, все сливки с потребительского онлайн-рынка России продолжат снимать иностранные площадки. Китайские, в первую очередь.
Определенные улучшения наметились в этом направлении. Эксперты отмечают, что кризис постепенно переориентирует покупателей, предпочитавших зарубежные онлайн-магазины, в сторону отечественных продавцов.
- У российских интернет-магазинов есть возможности для роста, — поделилась с «МН» PR-директор группы компаний «Обувь России» Наталья Паули. — Во-первых, отечественные розничные сети, которые ранее были не представлены онлайн, развивают собственные интернет-магазины. Во-вторых, сейчас активно растут маркетплейсы — виртуальные торговые площадки, которые представляют не только известные бренды, но и продукцию региональных производителей, дизайн-студий и т. п. В-третьих, интернет может стать хорошим антикризисным инструментом для региональных игроков. У них всегда будут преимущества за счет того, что они ближе к своей аудитории. Региональные продавцы могут выбирать узкую нишу, представлять эксклюзивный товар, ориентированный на неширокую аудиторию покупателей.
REX/FOTODOM.RU