Елена Воробей: «Хотела быть манекенщицей, но меня не взяли»
Свoю фaмилию Лeнa oпрaвдывaeт нa всe стo. Пoрxaeт пo жизни вoрoбьeм. Гaстрoли, концерты, спектакли — долгие годы уже в творческом полете. Но быть смешной девчонкой не так уж и просто, особенно когда позади такая круглая дата…
В то, что Елене Воробей исполнилось 50, верится с большим трудом. Кажется, что она всегда молода, полна энергии и веселья. Как-то не идет ей эта красивая, но такая солидная дата. И тем не менее…
Способности к пародированию у Лены проявились еще в школе. Первыми «жертвами» стали, конечно, учителя. На переменах одноклассники приходили в восторг от того, как Лена мастерски изображала походку и воспроизводила голоса педагогов.
Она с детства мечтала стать актрисой. Но родители видели в ней будущую учительницу музыки и после восьмого класса перевели девочку в музыкальное училище. Тогда Елена впервые побывала в Ленинграде и, влюбившись в город на Неве, поняла, что учиться будет только там, а именно — в легендарном ЛГИТМиКе.
С первого раза поступить не удалось. Пришлось, как говорится, брать мечту штурмом. Сама Елена, когда ее спрашивают, почему решила пойти в артистки, всегда отшучивается. Нам она сказала: «Я очень хотела быть манекенщицей, но меня не взяли».
«ДО СОЛИДНОСТИ МНЕ ЕЩЕ ДАЛЕКО»
- Елена, скажите, вы как-то готовились к столь важной дате?
- Честно говоря, я хотела сбежать от этого юбилея. Не хотела отмечать день рождения. Но не с целью экономии и не потому, что эта цифра — пятьдесят лет — меня пугает. Просто хотелось уединиться. Не очень люблю в последнее время справлять дни рождения, как-то коряво у меня все это получается…
Но мои друзья и родственники стали интересоваться: неужели не проведу какой-нибудь незабываемый вечер?! Их можно понять: 50 лет звучит, конечно, весомо. В свои 17 я думала о людях этого возраста приблизительно так: «О, какие солидные уже!» А сейчас понимаю, что до этой самой солидности мне еще очень далеко…
- Честно говоря, когда узнала, что вам исполняется 50 лет, я поначалу даже не поверила…
- Я тоже так считаю, что мое внутреннее ощущение себя, мое эмоциональное состояние не совпадают с цифрой в паспорте. Я себя ощущаю намного моложе!
- На сколько же?
- Сегодня — на 35, а бывает, что и на 16. Правда, иногда и на 70 — все зависит от того, как я провела предыдущие сутки, сложное ли было выступление. Не всегда гастроли, перелеты и переезды добавляют молодости даже в эмоциональном плане.
- Скажите, а вас еще не утомила кочевая жизнь?
- А для артиста такая жизнь — норма. Мы сами себе выбрали такую жизнь и стали ее заложниками. Это, конечно, груз тяжелейший. Многие полагают, что у артистов вечные фуршеты, праздники. Но мало кто думает, какой ценой достаются зрительский смех, аплодисменты, о том, что в день бывает, скажем, по три перелета…
- Такая судьба у артиста — пляши, развлекай, никого не волнует, что у тебя в душе творится. Часто было такое, что выходите на сцену, а вам ну совершенно не до того?
- Бывало. Есть такое выражение расхожее «сцена лечит». И это, наверное, действительно так. Сколько примеров в жизни — я не первая и не последняя, это вечная история. И тут дорога одна — несколько шагов из-за кулис на сцену. Самая сложная дорога. Но как только ты сделал эти шаги — все. Проблемы, депрессии, душевные терзания — все нужно оставить там, за кулисами, зрители не должны это почувствовать.
«ТЫ – НЕ КРАСИВАЯ. ТЫ – СМЕШНАЯ»
- В вашей жизни больше грустного или смешного?
- Не могу сказать, что порхаю по жизни воробышком. Я вообще обратила внимание, что у каждого артиста путь к успеху, к зрительскому пониманию очень тернист, извилист и непрост. Я в этом плане не исключение. Четыре года в театре «Буфф» у меня не было ролей. А первую главную роль я получила только потому, что актриса, которая ходила у мастера курса в любимицах, ушла в декретный отпуск. Только тогда я и раскрылась как комедийная артистка.
- Что же, не замечали таланта или не хотели замечать?
- Дело не в этом. У нас на курсе было пять девчонок. Четыре красавицы, как говорили, и одна… клоунесса. Я поначалу расстраивалась, а потом подумала: может, лучше быть одной, чем одной из.
- Но когда поступали в театральный, наверняка ведь мечтали сыграть Джульетту?
- Конечно. Джульетту, Катерину в «Грозе». Но на одном из экзаменов педагог мне сказал: «Лена, понимаешь, ты — не красивая. Ты — смешная».
- Обидно?
- Очень обидно. Тогда я поняла, что роли мне достанутся очень и очень не скоро. А потом был конкурс 1993 года «Ялта — Москва — транзит». Вот это стало большим открытием для моих коллег по театру. И главное — для режиссера.
Да и сама я, честно говоря, не рассчитывала на такую победу. Хотя о том, что у меня хороший слух, о том, что я музыкальный человек, я знала с детства. Другие не знали. Но я не думала, что настолько высоко могут быть оценены мои способности, не буду говорить талант.
- А пародией занялись сознательно?
- Нет, конечно. Я никогда не собиралась заниматься пародией, даже в самых смелых снах не представляла, что такое может произойти. Просто Владимир Винокур искал в свой Театр пародий актрису, которая бы не боялась быть смешной, могла двигаться, петь. Мой друг Гена Ветров порекомендовал меня, я пришла и экспромтом сделала пародии на Пугачеву, Долину и Вайкуле. Винокур сказал: все замечательно — берем. (Кстати, тогда же и появился псевдоним «Воробей». По аналогии с Эдит Пиаф (в переводе с французского «воробышек»), которую часто пародировала Елена. — Ред.)
«ДОЧЬ ИГРАЕТ НА БАРАБАНАХ»
- Лена, сейчас на что больше всего вам не хватает времени?
- Наверное, все-таки на отдых. Но, знаете, с одной стороны, хочется отдохнуть так долго-долго, а с другой — несколько страшновато. Думаешь: долго будешь отдыхать, а тебя забудут и перестанут ждать. Это страшно.
- Не корите себя за то, что, может быть, не хватает времени на дочку?
- Не могу сказать, что эта тема мною упущена. Не подумайте, я не мама-кукушка — свою дочь не обижаю. Может быть, не так много ей времени уделяю, как женщины-домохозяйки, но я приличная мама, у ребенка ко мне претензий нет.
- София у вас ведь совсем уже взрослая?
- Да, ей 14 лет. На Руси в ее годы уже свои семьи заводили…
- Чем она увлекается?
- Она увлекается музыкой, но, к сожалению, не тем музыкальным инструментом, которому я посвятила всю свою жизнь, — фортепиано. Шесть лет дочка занималась им, но взмолилась о том, чтобы я ее забрала с этих занятий, и променяла фортепиано на… барабан, на ударные установки.
- Скажите, все-таки в душе вы серьезный человек или стараетесь с юмором ко всему относиться?
- Это для меня загадка, на которую не могу найти ответа. Вообще, как мне кажется, я веселый, активный и подвижный человечек. Но иногда жизненные обстоятельства скручивают так, что думаешь: к кому бы обратиться за помощью? Кто бы пожалел?..
Валерия Хващевская.
Фото В. Тараканова,
личный архив Елены Воробей