Болезнь Павки Корчагина

Мaтeриaлы пo тeмe

В СШA выбрaли сaмую урoдливую сoбaку в мирe (фото)

Бегать с умом

Повышенный холестерин может стать причиной остеоартрита

Боль в спине мы чаще всего списываем на какой-нибудь остеохондроз. Однако нередко за этим симптомом скрывается серьезное заболевание суставов — спондилоартрит, или болезнь Бехтерева. Именно ею страдал как герой, так и сам автор повести «Как закалялась сталь» Николай Островский.

Болезнь Бехтерева начинает давать о себе знать в 20-30 лет, иногда и в подростковый период. К сожалению, причина болезни науке неизвестна, но большую роль в ее развитии играет наследственность.

Точных данных о распространенности спондилоартрита в нашей стране нет. По разным данным, он охватывает от 0,5 до 2,5% взрослого населения, то есть сотни тысяч больных. Причем больных трудоспособного репродуктивного возраста.

«Им работать нужно, семьи создавать, а тут раз, и все болит, суставы буквально окостеневают. Это как зубная боль, но во всем теле. Конечно, начинаются депрессии», — рассказывает член президиума Ассоциации ревматологов России профессор Шандор Эрдес.

КАК НЕ СПУТАТЬ С ХОНДРОЗОМ?

На болезнь Бехтерева указывают довольно яркие симптомы, благодаря которым ее можно отличить от остеохондроза.

Скованность спины по утрам — одно из главных отличий болезни Бехтерева. И еще при остеохондрозе боль усиливается с движением или физической нагрузкой, а при спондилоартрите она затихает. Если вы испытываете что-то подобное, то на 80-90% это спондилоартрит и нужно идти не к терапевту, а к ревматологу.

«Запущенная патология приводит к поражению многих внутренних органов: почек, кишечника, легких, сосудов сердца. Часто страдает зрение, вплоть до слепоты. С течением времени болезнь неуклонно прогрессирует. Около 50% больных становятся инвалидами уже через семь лет от начала заболевания.

А вообще все проявления болезни очень хорошо описаны в произведении Николая Островского «Как закалялась сталь» — писатель сам страдал спондилоартритом и наградил им главного героя своего произведения Павла Корчагина. Описал, как он не может встать по утрам, как постепенно обездвиживается, как слепнет, как начинаются проблемы с сердцем и почками», — продолжает Шандор Федорович.

ЦЕНА ВРАЧЕБНОЙ ОШИБКИ

К несчастью, до сих пор многие врачи районных поликлиник, к которым впервые обращаются пациенты с жалобами на боли в спине, не могут распознать болезнь Бехтерева. В итоге на стадии первичной медицинской помощи до 70% диагнозов ставятся неверно.

А если дело касается женщины, то ей не повезет в 90% случаев, ведь многие и по сей день почему-то считают это заболевание мужским.

По статистике, на постановку верного диагноза сегодня уходит в среднем семь лет, при этом пациент обходит до восьми разных специалистов. На самом деле, отметим еще раз, ему нужно обращаться к ревматологу. Другое дело, что этих врачей в нашей стране очень мало — всего тысяча!

«Боли начались у меня с 13 лет, я жил в Калужской области, и врачи успокаивали меня, что это возрастное, скоро пройдет. Диагноз мне поставили только в 20 лет, а уже в 22 мне пришлось заменить сустав, и теперь я хожу с железякой в ноге», — рассказывает председатель Общества взаимопомощи пациентов с болезнью Бехтерева Алексей Ситало.

В итоге Алексею уже не помогают обычные нестероидные противовоспалительные препараты типа диклофенака. Его пришлось перевести на очень дорогие инновационные биоинженерные лекарства. Многие из них сегодня включены в список жизненно важных и необходимых, однако бесплатно их выдают лишь при наличии статуса инвалида. А как только пациенту становится лучше, инвалидность снимают и болезнь без эффективного лечения развивается по новому кругу.

ЦЕЛЕБНАЯ ГИМНАСТИКА

Пациенты, впервые услышав свой диагноз, впадают в ступор и депрессию. Первое, что они спрашивают у врачей: «Доктор, я скоро умру?»

Интернет полон мрачных прогнозов и иллюстраций того, к чему приводит заболевание на финальных стадиях, и, мягко говоря, оптимизма не вызывают: человек скрючивается так, что не может двигаться, становится инвалидом, который не в состоянии обойтись без посторонней помощи. То есть болезнь сковывает в буквальном смысле слова.

Однако врачи-ревматологи успокаивают: если болезнь не запущена, то такой финал маловероятен. И не меньше лекарств здесь важна лечебная гимнастика. Положительных примеров сколько угодно.

Так, в Казани уже четверть века для всех пациентов Городского ревматологического центра проводят лечебную физкультуру. Это способ разработать позвоночник и не допустить прогрессирования болезни. Ни одно лекарство, даже самое инновационное, не окажет эффекта, если пациент не будет выполнять комплекс упражнений по лечебной физкультуре.

И, несмотря на это, пациенты нередко отмахиваются от этой важной рекомендации врачей. Как рассказывает Алексей Ситало, некоторые «Павки Корчагины» ничего не предпринимают, пока не появятся стойкие боли, а до тех пор наивно полагают справиться собственными силами.

«Главная задача врачей — помочь пациентам жить без боли. И жить комфортно, чего сегодня можно добиться. Однако часто пациенты лечебную физкультуру делать не хотят — некогда. И когда спохватываются — уже поздно. Например, может быть необратимо утрачена функция поворота шеи. Такое случилось недавно с одним водителем такси. За полгода угол поворота шеи у него снизился с 90 до 20 градусов, и он потерял работу», — говорит профессор Эрдес.

Что касается лечения, то в 85-90% случаев болезнь контролируется при помощи самых обычных таблеток из класса нестероидных противовоспалительных средств, которые есть в любой аптеке. Они и физкультура — вот что дает человеку надежду жить долго и счастливо.

«Главное — донести информацию до каждого. И в этом мы видим главную задачу своего общества. У нас на сайте есть ролики с упражнениями и еще много всего полезного. Некоторые пациенты, которые относятся к себе внимательно, даже говорят: «Я бы никогда не был так здоров, если бы не заболел», — добавляет Алексей Ситало.

Арина Петрова.

REX/FOTODOM.RU