Феномен Марка Гейликмана

Мaтeриaлы пo тeмe

В тeaтрe «Шaлoм» прoйдeт рoмaнтичeскaя «Ночь искусств»

Театр, поставивший скандальный спектакль «БерлусПутин», закрыт

«Ночные снайперы» выступили в московском Crocus City Hall

Моя неиссякаемая страсть к поэтическим тусовкам довела меня до политической.

Я оказалась глаза в глаза не просто с поэтом, а с гражданином. Политиком. С какой партией связан – скажу позже, чтобы не вызвать лишних предубеждений, коими сама грешна.

Да, идти на читающего о любви политика — это идти, заведомо переполненной предрассудков. И цель ясна – потроллить автора, потому что в моей системе ценностей «судьба и Родина едины», а вот поэт и партия — вряд ли. Я бы сказала – этот союз категорически противопоказан. Даже Маяковский был беспартийным. Даже Маяковский…

Итак, я иду на феномен Марка Гейликмана, который собирает залы. Он собирает их не в кабаке, как все современные московские поэты. В кабаке проще, там есть вино и ужин. Там есть фоновый гул, соответственно, можно слушать, можно не слушать, можно даже знакомиться с девушками. Гейликман же собирает зрителей на голодный желудок . В академическом формате, как это делают Ефремов или Полозкова. Как это делают матерые медиа-персоны.

Второй феномен Марка Гейликмана – он собирает много молодежи. И молодежь сидит по стойке смирно и внимательно слушает. Реально внимательно. А Гейликман даже не актер. И даже не выпускник какой-нибудь театральной школы.

Что он может предложить в качестве шоу? Станцевал чечетку в шляпе. Ну да, хорошо, но вроде бы недостаточно, чтобы удерживать внимание зрителя в категории 18+. И уж тем более недостаточно, чтобы собрать повторный аншлаг на моноспектакль с сахарным названием «Страна любви». Ровно через месяц после первого. Да, спектакль слегка апргейдили, но…

На стихах невозможно строить рыночные отношения. На харизме – да. Но в данном случае ставка именно на стихи, потому что, хоть я и упоминала вначале, что Гейликман – связан с партией, вряд ли вы сразу угадали, с какой. Не буду держать интригу – «Яблоко».

И тут начинает кое-что выстраиваться. «Яблоко» — либеральная партия. В нашей стране – любая оппозиционная партия – это партия мучеников. И здесь связка поэт-политик легко превращается в связку поэт-герой. И это уже может вызвать интерес. Если бы не одно «но».

У Гейликмана стихи не политические. Патриотические – да. Он поэтизирует Родину, но не относится к ней, как к административному ресурсу. Гейликман — поэт, но не бунтарь. Он исключительный лирик. Я бы даже сказала, наивный романтик, бросающий Любовь на амбразуру Эгоизма. Поэтому … что я прямо сейчас делаю? Я вычеркиваю слово «политик» из контекста моноспектакля Марка Гейликмана. Оставляю только «поэта».

Итак, моноспектакль. Разбитый на стерео части. В первой части Гейликман читает свою поэму «Трубач». Фоном звучит виртуозный Александр Кристиогло. И вот здесь – стоп.

Лично я категорически против музыкального сопровождения стихов. Это спекуляция. Потому что хорошая музыка вытянет любые плохие стихи. Дайте нам их в чистом виде! Однако, я вынуждена замолчать, потому что автор позиционирует свое чтение, как спектакль. И поэтому не просто имеет право – жанр обязывает. Тем более, что без музыки его поэма звучит не хуже. Я потом читала ее исключительно глазами.

После разделительной чечетки — вторая часть спектакля. Стихи и ремарки. Вот здесь у меня случился инсайт: я поняла, почему на Гейликмана ходит молодёжь! Да потому что монологи, которыми он сопровождает свою поэзию, — это проповеди. Ненавязчивые, не нравоучительные, что-то вроде притч, в которых нуждается предоставленное самому себе поколение.

Гейликман не занимается наставничеством в чистом виде. Но он действительно интересен. Он — чистый эксперимент. Как он верен жене, которую знает с первого класса, так он верен и Родине. В этом и состоит его феномен, как личности. Он классический офицер-белогвардеец. И о любви к Отечеству он пишет скромно. Тихо. В его творчестве кричат не слова, а, например, снег.

Такой вот человек с непопулярной биографией, в которой нет ничего скандального. Впрочем, он скромен во всех своих ипостасях. Вряд ли я ошибусь, если скажу, что он политический уникум. Но я обещала молчать про политику. Феномен его популярности, как поэта, я еще буду изучать. А пока – естественный отбор, точнее случайный.

Вероника Плеханова,

писатель.