Запреты фурам не помеха

Стoличныe влaсти oпять пoпытaлись пoбeдить бeскoнeчныe прoбки нa МКAД и в очередной раз ужесточили правила проезда грузовых автомобилей на территорию Москвы. Однако ситуация на дорогах не улучшилась. 

Проблему фур на дорогах власти начали решать еще в 2013 году, когда вышел запрет на передвижение грузовых машин по кольцевой дороге и в городе в дневное время. Было решено бесплатно выписывать пропуска тем автомобилям, которые действительно нуждаются в проезде в город.

«Московской областью была выделена квота в количестве 12 тысяч пропусков для машин, которым будет разрешено передвижение по МКАД и въезд в столицу в любое время. Они и будут обеспечивать жизнедеятельность нашего региона», — объявил тогда директор центра безопасности дорожного движения Московской области Михаил Зубарев.

Многочисленные эксперты разразились критикой новой инициативы. «Все грузовики с МКАД не исчезнут. Необходимо было сначала завершить формирование парковочного пространства в Подмосковье. Невозможность въехать в город в итоге приведет к тому, что грузовики будут задерживать другой транспорт, останавливаясь перед въездами в Москву», — предупреждал глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин сразу сказал, что запрет на въезд в пределы МКАД может спровоцировать возникновение коррупционных схем.

«Штрафом никого не остановишь. Если водители везут ценный груз, они спокойно его заплатят. Но если уж совсем задавят этими штрафами, то просто вырастет цена тех товаров, которые перевозят на фурах. Там, где запрет, всегда есть коррупция. Могут начать продавать пропуска для проезда в дневное время или выдавать их «по знакомству». Понятно, что сейчас на этом будут греть руки очень многие», — сказал Травин.

КОРРУПЦИЯ В ЗАКОНЕ?

В чиновничьи кабинеты для оформления пропуска в Москву индивидуальный предприниматель Константин Г. ходил как на работу. Грузовиков у него только два, но он очень рассчитывает, что со временем станет хозяином транспортной фирмы.

«В выдаче пропуска мне отказывали три раза. Сначала придрались к неправильно заполненным бумагам, потом усомнились в подлинности некоторых документов», — рассказывает Константин.

Сегодня получить пропуск на МКАД законным путем особо никто и не рассчитывает. Посредников стало много, все они вышли из «тени» и стали юридическими лицами. По первому же запросу интернет выдает несколько десятков фирм, предлагающих пропуск в Москву.

«Наши услуги позволяют получить пропуск на МКАД для вас со 100% уверенностью. Даже в случае предыдущих штрафов и отказов», — обещает сайт одной из них.

Надо удалить штрафы из базы ГИБДД? Пожалуйста! Выписать разрешение в самый центр города трактору, подъемному крану или бензовозу? Нет проблем! Всего 20 тысяч — и через пять дней оно будет у клиента в кармане.

«Я покупал пропуск в город именно у них. Мужчина клялся по телефону, что у них все официально, есть офис и фирма даже готова заключить договор на услуги. Но сейчас в офисе ремонт, поэтому курьер подъедет к ближайшей станции метро. Это, конечно, рискованно — отдавать деньги незнакомцу без всяких гарантий, но деваться было некуда», — говорит Константин. Он считает, что те 40 тысяч рублей, что приходится каждый год класть в карман посредникам, а через них — чиновникам, не самая большая сумма для предпринимателя. Зато бизнес не погиб.

ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ

КСТАТИ

Специалисты говорят, что решить проблему грузовиков на МКАД можно не запретами, а организацией хорошо оборудованных и удобных стоянок для дальнобойщиков, где они могут переждать то время, когда въезд в город запрещен.

Ежесуточно в Москву и Московскую область направляются более 30 тысяч грузовиков. Имеющиеся стоянки вмещают около 9-10 тысяч машин, но они слишком дороги и расположены в неудобных местах.

Раньше процедура въезда, разгрузки и выезда из региона у перевозчиков занимала 1-2 дня, сегодня водителям приходится ждать 3-4 дня.

Нехитрые подсчеты говорят о том, что каждый день по ближайшему Подмосковью катаются примерно 45 тысяч неприкаянных тяжелых машин, ожидающих въезда в город. Отдыхать водители предпочитают не в мотелях, а в кабинах своих фур, которые они ставят на обочинах подмосковных дорог, перекрывая движение транспорта.

В пресс-службе департамента транспорта, куда мы обратились за разъяснениями, заявили, что отказ в выдаче пропуска может быть только по причине неполного комплекта документов. Предоставление посреднических услуг, с точки зрения чиновников, не является нарушением закона, так как основано на добровольном желании заявителя.

Глава межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко заявил, что к услугам посредников в основном прибегают те, кто по каким-то причинам получил отказ на выдачу разрешения.

«В основном это небольшие компании из регионов. Начинаются какие-то придирки, связанные с небрежным оформлением документов, не хватает какой-то бумажки. Если пропуска и выдаются, то в значительно меньшем объеме, чем требуется», — говорит эксперт.

Известен случай, когда компания, перевозившая сладости из Удмуртии, раз за разом получала отказы в получении пропуска. В конце концов чиновники просто посоветовали бизнесменам поменять огромный грузовик на несколько маленьких «газелей». При этом с экономической точки зрения использование фуры гораздо выгоднее.

В итоге перевозчик был вынужден обратиться за помощью к посредникам, и проблема была решена за несколько дней. Войтко считает, что большое количество посреднических фирм, занимающихся оформлением пропусков, фактически узаконивает взятки чиновникам.

В 2014 году государство вроде бы облегчило жизнь дальнобойщиков и разрешило оформлять пропуска на портале госуслуг. Водители было обрадовались такому подарку, но потом пригорюнились: для этого необходимы электронная цифровая подпись, а также сканированные копии документов, сделанные по целому списку технических требований. Простые фотографии бумаг к рассмотрению не принимались. А в российской глубинке даже чиновники не знают, что такое электронная подпись!

В начале января столичное правительство в очередной раз ужесточило меры по пропуску машин в пределы города. Теперь запрет на въезд в столицу распространяется на транспорт, экологический класс которого ниже второго. Даже крошечный Иж-2715, известный как «каблучок», который до сих пор используют многие мелкие предприниматели, теперь тоже оказался «персоной нон грата». А это значит, что работы у продавцов пропусков только прибавится.

Наталья Пуртова

ТАСС/С. Бобылев.