Торговые сети хотят диктовать производителям цены
Мaтeриaлы пo тeмe
Биг Мaк рeaгируeт на курс доллара: McDonald’s поднимает цены на свою продукцию в России
Дефицит: обещан рост цен на рис и гречку
Ценам прикажут остановиться
Крупнейшие торговые сети (ретейл) обратились к поставщикам с требованием снизить закупочные (отпускные) цены. Те считают подобную постановку вопроса несправедливой.
Официально свою позицию ретейл объясняет укреплением рубля. Мол, когда рубль был слабым, сети позволили поставщикам несколько повысить закупочные цены, теперь же настало время отыграть назад. Однако на самом деле скидок от своих контрагентов ретейл требует не столько из-за курса рубля, сколько стремясь сократить потери от недавно принятых поправок к закону «О торговле».
Напомним, они снизили максимальный размер так называемых ретробонусов (премии за объемы закупок и продвижение товара) с 10 до 5%, сократили сроки платы за товар.
Поправки к закону принимались, чтобы облегчить давление ретейла на поставщиков, однако проблему во взаимоотношениях этих участников рынка на самом деле не решили, наоборот, усугубили ее. Торговые сети диктуют цены производителям, явно злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке.
- Уже есть обращения X5 Retail Group и других крупных торговых сетей к издателям с просьбой понизить отпускные цены на 10%, — говорит президент Национальной ассоциации издателей (НАИ) Андрей Авдонин. — Просьба не имеет никакого экономического обоснования. Ведь что получается? Издержки нашей отрасли неуклонно и значительно увеличиваются. Мы видим: растут цены на бензин, тарифы естественных монополий на коммунальное обслуживание, за последние пару лет цены на газетную бумагу выросли на 47%. Чтобы остаться на рынке, типографии и издатели вынуждены тоже поднимать цены на свою продукцию. Те растут, но в целом незначительно.
- Получается, требование ретейла противоречит самой логике рынка?
- Ею и не пахнет! А ведь мы знаем, к чему приводит искусственное навязывание цен. Были опыты введения фиксированных цен на некоторые продукты питания. В итоге те просто исчезали из продажи. Производителя невозможно волюнтаристским образом заставить цены понижать. Да ему проще перестать производить свой товар, чем выпускать его себе в убыток. И это касается не только продуктов, но и всех товаров, включая прессу.
- Ретейл объясняет, что пострадал от нового закона о торговле…
- Закон ужесточил взаимодействие сетевых магазинов с поставщиками продовольственных товаров. И поэтому они решили компенсировать свои потери за счет других участников рынка, в том числе прессы.
Мы считаем такую позицию неправильной, она нарушает антимонопольное законодательство. Наша ассоциация обращается с просьбой к Федеральной антимонопольной службе рассмотреть такой нерыночный механизм работы в отношении печатной продукции.
- Очевидно, власть должна в этой ситуации свое слово сказать. С высоких трибун же постоянно говорится, что пресса — социально значимый товар.
- Будем надеяться, но, к сожалению, у нас даже законом не закреплена социальная значимость прессы. Власти отмечают, что пресса — важный элемент информационной, культурной и политической жизни общества. Так оно и есть, кстати, подмечено, что в тех регионах, где киосков и павильонов прессы достаточно, выше избирательная активность граждан. Там же, где их мало, эта активность невелика. И тем не менее поддержка печатной прессы со стороны властей пока носит преимущественно словесный характер. Дальше призывов дело, увы, не идет.
- Чем чревато снижение закупочных цен для прессы?
- Нынешние отпускные цены позволяют нашей отрасли с трудом сводить концы с концами. Требование же крупных сетей понизить цены может оказаться гибельным для многих изданий.
Игорь Минаев.
Фото Т.Павловой.