«Король Лир» шокировал консерваторов
Мaтeриaлы пo тeмe
В стaрoй книгe по ботанике нашли прижизненный портрет Шекспира (фото)
Британские ученые доказали, что Шекспир был гомосексуалистом
В Москве хотят установить памятник Шекспиру
Шекспир и Коляда-театр – залог незабываемого вечера. Особенно в Москве, куда театр приезжает с гастролями раз в год, по традиции — в Театральный Центр «На Страстном».
Однако слово «незабываемый» нельзя приравнять ни к «+», ни к «-» — вы просто никогда не забудете.
Николай Владимирович Коляда, художественный руководитель одноименного театра и режиссер спектакля «Король Лир» безусловно заставляет зал задаться вопросом…вот только вопрос у всех разный! Хотя отчётливо ощущались три категории зрительских мнений.
Первая категория – «Знатоки». Это могут быть как те, кто знаком со спектаклями режиссеров вроде Коляды, Виктюка и т.д. и им интересны «новые виденья» такого рода, так и те, кто слепо фанатеет от работы этого режиссера. Их вопрос скорей всего сводился к: «Как ему удалось так интересно и по-новому передать…?»
Вторая категория – «Первооткрыватели». Люди, которые открыты к новым и неожиданным формам (возможно даже с театральным опытом), но никогда не сталкивавшихся с творчеством Коляда-театра и их вопрос: «Так что же это все-таки значит?»
И третья категория – «Бедолаги». Этой категории приходится тяжелее всех. Не потому что им не близки авангардные формы, или они недостаточно хорошо знакомы с материалом, как раз возможно наоборот. Среди них могут быть люди, прекрасно знающие Шекспира, смотревшие разные нестандартные постановки и вполне открытые к новому. Однако их вопросом были «Зачем это кто-то поставил?» или «Какого…я вообще здесь делаю?»
Всех троих было не сложно определить. Бедолаги с трудом досиживали первый акт и радостно, чуть ли не в припрыжку, сбегали со второго. Первооткрыватели вплоть до занавеса сидели с каменными, задумчивыми лицами. Знатоки, в свою очередь, стоя аплодировали в конце. У меня же во время просмотра случился переход от первооткрывателя к бедолаге (хотя со второго акта даже в мыслях не было уходить).
В моем скромном понимании, Шекспир – очень опасный автор для экспериментов. Король Лир в данном случае, где актеры возили друг друга по сцене в металлических корытах, комкали части их костюмов и засовывали спереди и сзади, так что это было похоже на подгузники, разговаривали порой в смешной и наигранной манере, превратился в фарс. В чем-то интересный, но фарс!
Проведя первую половину спектакля в попытках усмотреть связь между поведением актеров и какими-то мыслями из произведения, я так и не сумел ее найти. Однако, стоит отметить интересную вещь.
Во время перерыва, фанатка творчества Коляды (Знаток) высказала интересную мысль: «Коляда пытается ввести зрителя в своего рода транс…».
С ней трудно было не согласиться. Действия актеров и режиссера (играющего роль самого Лира) действительно походили на некое ритуальное мероприятие.
Возможно я просто не сумел достичь нужной кондиции или мой третий глаз недостаточно широко открылся. Тем не менее, мне показалась это шоу немного нелепым, наполненным непонятными, ненужными элементами, создающими «перформанс» (в худшем смысле этого слова), но никак не театральную постановку. Консервативным зрителям – противопоказано, а вот любителям сильно нестандартных постановок это может быть весьма интересно.
Глеб Бирин