17 млн россиян живут возле свалок

Нa прoшeдшeм нeдaвнo в Сaнкт-Пeтeрбургe Мeждунaрoднoм экoлoгичeскoм кoнгрeссe (нaпoмним, чтo 2017-й oбъявлeн в России Годом экологии) отмечалось: в стране не утилизировано, то есть тупо свалено абы куда, 100 млрд тонн строительных и промышленно-бытовых отходов. 

«Процесс этот является неконтролируемым и очень криминализированным», — признавался президент Владимир Путин. Но с мусорной мафией можно бороться и побеждать.

Угрозу представляют даже узаконенные полигоны твердых бытовых отходов (ТБО), где всю доставленную самосвалами нечисть засыпают слоями грунта. Они фонят далеко вокруг, отравляют ядами землю и ее водоносные пласты.

Жители ближайших городов и весей выходят на митинги протеста, требуя от властей прикрыть эти зловонные очаги экологической катастрофы. И это удается.

РЕКУЛЬТИВАЦИЯ НАОБОРОТ

Гнев жителей подмосковной Икши дал результат: Дмитровский полигон ТБО, наполнявший ароматами окрестности более 30 лет, наконец-то закрыли. Однако радость была недолгой: рядом с бывшим полигоном появился новый. Могучие самосвалы день и ночь везли и строительные, и бытовые отходы.

Что случилось? Оказывается, хозяин полигона получил от администрации Дмитровского района в аренду участок земли для рекультивации отравленной ядами территории. Однако рекультивация — дело затратное и долговременное, а за машину мусора можно до 8 тыс. рублей здесь и сейчас. Принимали все: полиэтилен, пластиковые бутылки, резину, старый асфальт…

По оценкам специалистов, подобный мусороприемник приносит в год 200-300 млн рублей дохода.

Икшанцы с главой администрации поселка городского типа Надеждой Липицкой начали устраивать митинги протеста. Главный лозунг: «Расторгнуть договор аренды земли!»

А мусор везли и везли. И тогда жители перекрыли дорогу к свалке, установили на ней палатки, начали жечь костры. Народная дружина несла круглосуточный дозор. Оппоненты с накачанными бицепсами брали активистов на испуг. Но те не отступали и даже сумели добраться до микрофона во время прямого телеэфира с губернатором Московской области.

В Икшу приехали сотрудники областного министерства экологии и природопользования. И тут выяснилось: глава нового полигона принимал отходы 4-5-го классов опасности. Для обращения с ними требуется особая лицензия. А у «рекультиватора» ее нет. И в мае этого года въездные ворота на фактически несанкционированную свалку закрыли и опечатали. Дай бог, навсегда.

Еще большее возмущение вызывают несанкционированные мусорные свалки. Они нет-нет да и появляются на окраине поселений, в оврагах, лесах, в том числе заповедных. Одна из таких росла ввысь, источая зловоние, рядом с аэропортом Шереметьево.

Протестовало руководство этой аэрогавани, жители Химок и окрестных деревень. А самосвалы с отходами сновали по дороге к смердящей зоне, будто пчелы, добывающие в полях и на лугах мед.

На сей раз вмешательства губернатора Андрея Воробьева оказалось недостаточно. Ему пришлось обращаться к президенту. Тот не стал никого увещевать, а отдал приказ: вывести к полигону Росгвардию и перекрыть дорогу к нему.  Лишь после этого горячая экологическая точка у ворот Белокаменной стала затухать.

Сегодня в Москве и Подмосковье ежегодно производится 11 млн тонн твердых бытовых отходов. Всего лишь 7% отправляют на переработку, 10% сжигают, все остальное закапывают. В лучшем случае три слоя отходов засыпают слоем земли. По свидетельству министра экологии и природопользования Московской области Александра Когана, «2,3 млн тонн (из 11) захораниваются. Остальные исчезают. Исчезают! Это и есть теневой оборот, который сегодня происходит».

Мусорные эвересты возвышаются не только на бывших песчаных карьерах, неудобьях, так называемых бросовых территориях. Вырастают они и на землях сельхозназначения. Зачем биться за урожай, если можно, принимая самосвалы, получить легкий даровой барыш?

КЛОАКА ПОД БОКОМ У ПРЕЗИДЕНТА

У деревни Круглово Лотошинского района Подмосковья длительное время росла свалка бытового мусора и иных отходов. Они загрязняли и саму плодородную землю, и поверхностные, и грунтовые воды. К тому же угрожали спалить село, так как дымили.

Земля здесь, кстати, не брошена на произвол судьбы, как 35 млн зарастающих чертополохом сельхозугодий страны, а находится в долгосрочной аренде у совхоза имени Кирова. Кому-кому, а уж руководителям агропредприятия сам бог велел свято относиться к кормилице. Ан нет, превратили ее в мусорную свалку.

Жители деревни долго терпели, а потом обратились в Лотошинскую городскую прокуратуру. Прокурор внес генеральному директору представление с требованием ликвидировать свалку.

- Нарушения закона устранены. Земля полностью очищена от мусора, — сообщила корреспонденту «МН» старший помощник прокурора Московской области по взаимодействию со СМИ Марина Каурова.

Что ж, радостная весть. Требование надзорной инстанции выполнено на редкость оперативно и полностью. Почему? Это не секрет: земли у деревни Круглово, загаженные мусором, находятся на границе с особо охраняемой природной территорией федерального значения «Национальный парк «Завидово». А там, как известно, находится государственная резиденция президента России «Русь».

Однако вопрос, куда девать мусор более чем 12-миллионного мегаполиса и 7-миллионного Подмосковья, остается очень острым.

В декабре 2015 года начал действовать Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». У свалок теперь будет один хозяин — региональный оператор. Только он должен собирать, транспортировать, обрабатывать, утилизировать, обезвреживать, захоранивать твердые коммунальные отходы, заключив договоры с потребителями. На 2019 год в Подмосковье запланирован запуск первых мусороперерабатывающих комплексов.

Государственные мужи все внимательнее присматриваются к тому, как справляются с мусором на Западе. Подходы в странах Евросоюза самые разнообразные. И все же многие позаимствовали опыт Германии, где создана отдельная промышленная отрасль по переработке мусора.

ЧТО НЕМЦУ ХОРОШО…

Начиная с 80-х годов прошлого века немцы терпеливо — и кнутом в виде огромных штрафов, и пряником в виде льгот и бонусов — приучают граждан к раздельному сбору мусора: стекло — в один ящик, пластмассу — в другой, бумагу — в третий, алюминий и жесть — в четвертый.

Контейнеры всех цветов радуги нужны не только для того, чтобы каждый вид отходов было легче утилизировать. Они придуманы ради экономической выгоды. Из бросовых отходов извлекают, будто прожилки золота из породы, ценное промышленное сырье. Стеклянные банки и бутылки превращаются в них же. Полученные синтетические волокна — в ткани, одежду. А то, что не поддается переработке, немцы сжигают и получают электричество и тепловую энергию.

Власти ФРГ поощряют юных граждан спешить по утрам к пестрым бакам с пакетами в руках, чтобы получить за это небольшое денежное вознаграждение. А правительство Голландии стимулирует взрослых: за сданный мусор определенного объема они получают специальные экологические купоны, дающие льготы на оплату жилья и коммунальных услуг.

Юрий Махрин.

FOTODOM.RU,

REX/FOTODOM.RU.